Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Круглый стол "Художественные стратегии поддержки политзаключенных". Мой репортаж на HRO.org

В субботу, 22 марта 2014 года, в помещении Международного "Мемориала" состоялась дискуссия, связная с открывшейся там же неделю назад выставкой "Рисуем суд-2": "Художественные стратегии поддержки политзаключенных".

Как влияет на результаты кампаний в поддержку политзаключенных их эстетическое оформление? Как происходит подключение художников к кампаниям по судебным процессам? Кого поддерживают художники?

Эти и другие вопросы обсуждали собравшиеся в офисе "Мемориала" художники, кураторы выставок, гражданские активисты, журналисты, родные и близкие политзаключенных.

Открыл мероприятие социолог Александр Бикбов:

"Выставка "Рисуем суд-2", где проходит наше обсуждение, представляет собой попытку реализовать идеал активистского искусства, не покидающего публичного пространства и находящегося в постоянном взаимодействии с теми, кто оказывается в поле зрения художника.

Сегодняшняя дискуссия протекает в довольно нервной обстановке, когда поляризуется общество, когда господствующей моделью высказывания становится судилище. И осуждению на телевидении, в СМИ, с высоких государственных трибун подвергаются все новые и новые социальные группы, политические фигуры. Тема политзаключенных отступает в тень.

В этой ситуации остаются два очевидных полюса, между которыми разворачивается основная проблематика, основной диалог о возможности участия художников в работе по конструированию политического протеста и по проведению кампаний солидарности с теми, кто оказался под давлением репрессивной машины.

С одной стороны, это полюс кратковременных акций, собственно художественных, таких как перфомансы Pussy Riot или Петра Павленского. Это акции, направленные на то, чтобы система саморазоблачилась, показав свой репрессивный характер.

С другой стороны – это активистские эстетики длительных кампаний солидарности, в которые вносят вклад самые разные участники, включая художников. На этом полюсе мы находим баннеры, появляющиеся в уличном пространстве, логотипы, портреты, значки, сайты.

Между этими двумя полюсами и находится решение вопроса о судьбе политзаключенных. О том, будет ли данная тематика пользоваться публичным вниманием, будут ли политузники получать поддержку из-за стен тюрем. Крайне важным представляется решение вопроса о том, какую роль могут сыграть люди искусства в том, чтобы общественное внимание снова вернулось к теме политузников".

Затем слово взяла Татьяна Сушенкова – художница, фотограф и активистка. Ее выступление называлось: "Поддержка и возвращение в публичное пространство образов политзаключенных, на примере отдельных проектов: фоторепортажи, акции, экспедиции, одежда".

Мнение художницы о том, что визуальный образ политзаключенного очень важен для его поддержки обществом, разделил и медиа-активист Александр Бидин. Он сопоставил опыт двух кампаний в поддержку политзаключенных, в проведении которых принимал участие: дело "химкинских заложников" и дело Алексея Гаскарова.

"Очень важно проанализировать, что может помешать людям солидаризироваться с теми, кого вы защищаете. Власти всегда будут пытаться представить жертву репрессий в негативном свете. Это давление необходимо предотвратить, сформулировав определенный посыл.

Наша инициативная группа смогла создать правильный "мем" – "химкинские заложники". Этот "мем" оказался живуч, и впоследствии в масс-медиа Максима Солопова и Алексея Гаскарова уже так и называли. Это формировало определенное отношение людей к ним", – сказал Александр Бидин.

Художница, сокуратор выставки "Рисуем суд-2" Виктория Ломаско рассказала о жанре судебного репортажа – его традициях, особенностях и распространении.

"Мне кажется, для тех, кто участвует в поддержке политзаключенных, очень важно понять, какие практики работают, а какие нет. На своем опыте я убедилась, что можно за ночь нарисовать плакат, и он мгновенно разойдется. А можно полгода делать открытки, потратить на них свои деньги, простоять в десятке пикетов, и это никак не привлечет внимания к политзаключенным", – считает Виктория Ломаско.

Она провела сравнительный анализ работ разных судебных художников:

"Первая выставка "Рисуем суд" проходила в рамках конкурса, объявленного группой поддержки Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, в котором я принимала участие. Для победителей была организована поездка в Нью-Йорк, где нас знакомили с американскими судебными художниками.

Наш опыт и американский очень сильно отличается. Задача судебного художника там – быстро сделать большие цветные реалистические эффектные работы, при этом никак не выражая своего мнения о суде.

Понятно, что в таком проекте, как "Рисуем суд", подобная позиция совершенно невозможна. Наоборот, здесь самое главное – чтобы художник не просто делал академический рисунок, но выражал смысл происходящего, свои мысли по этому поводу. Это рисование – то же самое, что литературный текст, только художник использует визуальные образы.

Вместе с художником Антоном Николаевым мы целый год ходили на суд над выставкой "Запретное искусство". Наши рисунки появлялись в СМИ. Кроме того, они вышли в виде набора открыток, а впоследствии – книги".

Виктория Ломаско также рассказала о других современных художниках, работающих в жанре судебного репортажа, в частности, Павла Шевелева, рисовавшего первый и второй процессы по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

Художник и куратор множества творческих проектов Антон Литвин полагает, что необходимо понимать: политзаключенные являются фрагментом общей негативной политической картины современной России.

Он рассказал о таких проектах, как, например, выставка "Процесс", проходившая в 2010 году на территории дизайн-завода FLACON.

В течение полугода "Ежедневный журнал" раз в неделю публиковал комиксы, в которых художник Александр Котляров запечатлевал особенно яркие ситуации, возникавшие в Хамовническом суде на процессе по второму делу Ходорковского и Лебедева. Антон Литвин создал на основе этих комиксов зловещее и странное пространство Процесса, наполнив его огромными фигурами и перекрикивающими друг друга голосами.

Другая акция, в которой Антон Литвин принимал участие, называлась "Белые холсты" и проходила напротив от московского Кремля в мае 2012 года.

Тогда 16 художников выставили свои мольберты и начали рисовать. Но холсты так и остались белыми, поскольку они рисовали на белых холстах белыми красками. Это был вклад в общегражданскую акцию "Белый город".

Касаясь "Болотного дела", Антон Литвин заметил:

"Моя задача как художника и как куратора заключалась в том, что сделать максимально интересные и яркие проекты на эту тему".

Одним из них стала экспозиция в выставочном зале "Фотоцентр" весной 2013 года. Она давала представление о размахе полицейского насилия в отношении участников мирной согласованной демонстрации, сорванной по вине властей.

Гражданский активист Эмиль Терёхин рассказал о своем опыте вовлечения художников в протестное движение, а именно о создании футболок с изображениями узников "Болотного дела". В отличие от обычных "штамповок", которые на основе фотографий сейчас изготавливает любое фотоателье, в данном случае макет для каждого "фигуранта" разрабатывался индивидуально. Принимались во внимание его интересы, род деятельности, и тому подобное.

"Мы вкладывали некие мысли. Лозунг "Узник Вася" – это не работает", – сообщил Эмиль Терёхин.

Также выступили Александр Щербаков и Кирилл Филоненко – активисты группы "Сопротивление" и организаторы фестиваля в поддержку узников совести "Муза непокорных", который в этом году имеет шанс стать всероссийским.

Фестиваль посвящен отражению протестной темы в искусстве и проводится в формате большого творческого вечера, в программу которого входят поэтические чтения, концерт, выставки, показы, документального кино.

Наконец, взглядом на проблему с другой стороны поделился Владимир Акименков – активист "Левого фронта" и амнистированный "узник 6 мая".

"Можно что угодно делать, но большинству людей, пока это не коснется их, пока беда не придет в их дом, на все будет наплевать", – заметил он.

Кроме того, ссылаясь на свой опыт общения в застенках, Владимир Акименков констатировал, что "самые разные люди считают, будто ничего изменить нельзя".

"Это безверие надо искоренять. Докажите, дайте понять людям, что это может коснуться каждого", – призвал он.

Вместе с тем, отвечая на вопрос модератора дискуссии, Александра Бикбова, бывший политзаключенный подтвердил, что кампании поддержки позволяют политическим сидельцам находиться в лучшем положении, чем остальным.

"Люди понимали, что за нас выходят десятки тысяч", – пояснил Владимир Акименков.

На круглом столе также выступили Анна Карпова – журналистка, невеста политзаключенного Алексея Гаскарова; Олег Пшеничный – музыкальный продюсер, организатор акции "Болотное дело в Артефаке", презентации доклада Общественной комиссии по "Болотному делу" в гостинице "Космос", митинга 6 мая 2013 года, концерта "РокУзник", Новогодней почты "Росузника" у памятника М. Ю. Лермонтову, и Ольга Мирясова – социолог и общественный активист.

Оригинал на портале HRO.org

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments