Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Мой репортаж на HRO.org: В столице состоялся предпремьерный показ фильма "Московские процессы"

13 марта 2014 года в Москве в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова состоялся специальный предпремьерный показ документального фильма немецкого режиссера Мило Рау "Московские процессы". Он возвращает зрителя к событиям годичной давности – театральной реконструкции судебных процессов по трем резонансным уголовным делам: о выставках "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство", а также о панк-молебне группы Pussy Riot.

Официальная премьера картины состоится в Германии только 20 марта, но у московской публики была уникальная возможность увидеть ее на неделю раньше. В России же на широкий экран фильм, скорее всего, так и не выйдет.

Впрочем, спектакль, показанный чуть больше года назад, в марте 2013-го, в Сахаровском центре будет неточно назвать реконструкцией. Скорее, он о том, какими могли бы быть эти три разбирательства в неангажированном и независимом суде. С настоящими присяжными, движимыми сугубо профессиональными интересами председательствующей, прокурором. И еще больше театральная постановка была попыткой ответить на вопрос: почему в нашем обществе врагом вдруг стало искусство и зачем его надо (или не надо) было судить. Наладить диалог, которого нам так не хватало и не хватает в реальной жизни.

"То, что происходило здесь год назад, вселяло надежды, даже уверенность в том, что дискуссия возвращается в наше культурное пространство, именно дискуссия, а не противостояние. Попытка художественной аналитики. В заведомо художественном проекте принимали участие люди самых разных убеждений – либеральных, консервативных – с целью соприкоснуться, сопоставить свои те или иные соображения. Поговорить не под прессингом – партийным, судебным. Пытаться снять противостояние "стенка на стенку", – говорит арт-критик, историк искусства, куратор, художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов.

В 1 ч 20 мин фильма Мило Рау вошли три дня спектакля, закадровые комментарии его участников и самого режиссера. А также – председателя Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, протодиакона РПЦ Андрея Кураева и других известных людей. И кроме всего этого – незапланированные визиты в Сахаровский центр сотрудников Федеральной миграционной службы и казаков, пытавшихся сорвать действие.

Публика встретила фильм сдержанно.

Так, главному эксперту организации "Юристы за конституционные права и свободы" Аните Соболевой в работе Мило Рау не хватило мнений экспертов, которые громко прозвучали в спектакле, но почти не нашли своего отражения в документальной ленте.

"Жалко, что экспертов в фильме нет, потому что у человека, который не был на процессах, у иностранного зрителя, наверное, сложится впечатление, что Россия – это люди преимущественно радикальных взглядов", – опасается она.

"Понятно, что юрист, который сидит в процессе, неважно, в качестве обвинителя, защитника или судьи – не художественный критик. Оценивать искусство, судить искусство – это не задача права. Во-первых, юрист действительно не может сказать, относится это или нет к высокому искусству. Во-вторых, без экспертов невозможно понять вообще, какой смысл вкладывал художник в свои труды", – поясняет Анита Соболева свою позицию.

По ее мнению, "со стороны православных экспертов были одни эмоции. А для юриста важны аргументы. И если бы настоящий суд был таким, каким он был в спектакле "Московские процессы", то профессиональный судья, выслушав всех экспертов, принял бы совсем другое решение".

В свою очередь, Леонид Бажанов объясняет особенности восприятия картины первыми зрителями прежде всего тем, что "фильм Мило Рау находится в другом временном и психологическом пространстве [по сравнению с тем, в котором мы пребываем сейчас]. Тот замечательный шанс, который представился год назад, не дал искомого разрешения ситуации".

Как полагает критик, "сейчас мы опять в противостоянии. Опять культурный мир России пытаются расчленить, и это ужасно. Опять составляются списки – не в поисках художественного результата, не с целью культивации культурного, гражданского, политического, социального сознания, а в поисках какого-то шовинистического триумфа".

Вместе с тем Леонид Бажанов убежден – "то, что мы здесь [в Сахаровском центре] пытаемся сохранить результат попытки годовой давности, сохранить возможность культуры соединять, а не разъединять людей, это чего-то стоит".

Кроме фильма, Мило Рау планирует выпустить книгу по мотивам спектакля "Московские процессы". А Сахаровский центр обещает опубликовать на своем сайте его полную видеозапись.

Оригинал на портале HRO.org

Tags: zapretnoe_iskusstvo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments