27 января 2012 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова в Москве была показана необычная экспозиция. В рамках проекта Сахаровского центра "Выставка одного экспоната" прошла презентация предметов рукоделия, выполненных узниками ГУЛАГа. Все представленные экспонаты хранятся в фондах Музея.
Экспозицию представила координатор выставочных проектов Сахаровского центра Наталья Самовер. Историк моды, руководитель Театра исторического костюма "Ретрообраз" Анастасия Аладжалова прочитала лекцию "Рукоделие в СССР: хобби или необходимость".
Лагерное рукоделие - это особая страница в истории быта советских лет, поясняют устроители выставки. Даже в заключении женщины оставались женщинами - стремились как могли украсить свой быт. Они изготавливали и посылали домой небольшие сувениры, обучали друг друга тонким искусствам, которые - в это они свято верили - должны были пригодиться им после освобождения. Это простое домашнее искусство и эта вера в будущую нормальную жизнь на воле, с семьей давали заключенным силы выжить.
"Это свидетельство того, как осужденные женщины в свободное время учились вышивать. Они обменивались навыками, показывая друг другу приемы вышивания, и изготавливали специально образцы узоров для того, чтобы передавать мастерство друг другу, - пояснила Наталья Самовер. - Это удивительное по красоте и в то же время необычайно трогательное свидетельство того, как люди боролись за свое психологическое выживание. Находясь в условиях лагерей, женщины знали, что не все выйдут оттуда живыми. Рукоделие давало им шанс. Женщина находила кусочек батиста и тренировалась, делая необычайно тонкую вышивку, которая обычно применяется для нижнего белья. Она думала о том, как она освободится и будет изготавливать одежду для своей семьи".
Как рассказала Наталья Самовер, современные психологи, изучающие женщин в местах лишения свободы, установили, что после трех лет пребывания в этих условиях они получают серьезную психологическую травму. Освободившись, эти женщины испытывают большие трудности в последующей социализации.
Это справедливо для современных условий - намного более мягких, чем в ГУЛАГе. Что же говорить об узницах сталинских лагерей? Чудом уцелев и вернувшись домой, они нередко оказывались чужими для своих выросших детей и для мужей. Уже давно нет в живых тех женщин и мужчин. Умерли многие бывшие их дети. А рана, нанесенная народу, кровоточит до сих пор.
Один из примечательных экспонатов выставки - вышивка Руфи Григорьевны Боннэр - матери супруги Андрея Дмитриевича Сахарова Елены Георгиевны Боннэр. Руфь Григорьевна была узницей АЛЖИРа - Акмолинского лагеря жен изменников Родины.
"…Все годы с весны 1937-го [я] ждала, что какой-никакой, но вернется мама из карагандинского лагеря. А когда она вернулась, позвонила в дверь, я ее не узнала, приняла за нищенку. И все эти годы в снах заливалась слезами по моему расстрелянному папе. <…> И всю жизнь мучилась - виновата, что маму посадили, что я ее не узнала", - писала многими годами позже Елена Боннэр.
"Женщины попадали туда по принципу, что они были женами своих мужей. Выдержать эту чудовищную многолетнюю несправедливость можно было, только что-то делая. И женщины держались за свое женское естество, за свое умение украшать окружающий мир", - сказала Наталья Самовер.
В свою очередь, Анастасия Аладжалова рассказала о роли рукоделия в царской и постсоветской России, продемонстрировала старинные журналы мод и архивные слайды.
Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/13076.