Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Categories:

Общество "Мемориал": новоселье в старом доме

Общество Мемориал1 октября 2011 года общество "Мемориал" распахнуло двери своего нового московского офиса, расположенного по адресу: Каретный ряд, дом 5/10. Впрочем, сами "мемориальцы" называют его не иначе как Домом, тем самым подчеркивая атмосферу человечности, которую они создают вокруг себя. В субботу, как и полагается в настоящем новом доме, историки, правозащитники и их гости отметили долгожданное новоселье.

Создание нового пространства "Мемориала" стало возможным, благодаря помощи российских и зарубежных спонсоров.

Праздник был рассчитан на целый день и включал экскурсии по дому, демонстрацию кино и театральных представлений, обсуждения и многое другое. Детей, пришедших вместе с родителями, ждала своя программа.

"Мы хотели, чтобы все наши гости почувствовали открытость этого пространства", - сказала исполнительный директор общества "Мемориал" Елена Жемкова, открывшая празднование.

И действительно, гости с самого порога попадали в необычную, творческую атмосферу. Все новое помещение "Мемориала" было оформлено сухими ветками, на которых висели живые красные яблоки. Точнее, эти плоды не только висели на ветках, но и лежали на столах, стульях и даже на полу. На кухне из них варили варенье, и принять участие в процессе приготовления лакомства либо поделиться рецептом мог любой желающий.

Как пояснила Елена Жемкова, оригинальные инсталляции создала Ксения Перетрухина из "Театра.doc". С помощью такой метафоры художница хотела выразить суть работы "Мемориала": сухие ветки символизировали память об ушедших, а живые яблоки - их продолжение в нашей жизни.

Сотрудники "Мемориала" показали гостям свое новое пространство, включая музейные коллекции, библиотеку и архив. На стендах выставки - вещи и произведения искусства, созданные руками узников ГУЛАГа. Много рисунков, писем, но совсем нет документов об арестах, обысках, и тому подобных бумаг. Как поясняют сами "мемориальцы", это сделано намеренно - чтобы показать прежде всего силу человеческого духа в лагере.

Некоторые из картин - частично обгоревшие, чудом спасенные. За них художников тюремщики иной раз отправляли в карцер, а сами произведения - иногда настоящие шедевры - сжигали.

Сильное впечатление также производит телогрейка, вся внутренняя сторона подкладки которой исписана молитвами. Узник ГУЛАГа в стране, отрицающей религию на официальном уровне, пытался сохранить себя как личность, обращаясь к Богу…

Судьбе человека в ГУЛАГе был посвящен и проект будущего спектакля "Театра.doc" и "Мемориала", придуманного режиссером Георгом Женю и драматургом Екатериной Бондаренко. Документы и письма из архива "Мемориала" читала актриса Оксана Мысина.

"Театр.doc" основали драматурги Елена Гремина, Михаил Угаров и Ольга Михайлова в 2002 году. Это негосударственный, некоммерческий, независимый коллективный проект.

Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей - это особый жанр, существующий на стыке искусства и злободневного анализа. Творческие группы театра создают спектакли на основе встреч с реальными людьми, на самые актуальные и современные темы окружающей действительности.

Пожалуй, самый острый спектакль "Театра.doc" прошлого сезона - "Час восемнадцать" Михаила Угарова и Елены Греминой. Час восемнадцать - именно столько времени умирал в СИЗО "Матросская тишина" 37-летний подследственный, юрист Сергей Магнитский.

Театральную постановку ее авторы превратили в суд над судьями, тюремщиками и врачами, в 2009-м году допустившими эту смерть.

Еще одно яркое и пронзительное произведение искусства, показанное на новоселье "Мемориала" - картина "Представление" режиссера Сергея Лозницы, снятая в 2008 году.

Наименование фильма - это цитата, он назван по известному стихотворению Иосифа Бродского:

"…Это - кошка, это - мышка.
Это - лагерь, это - вышка.
Это - время тихой сапой
убивает маму с папой…
"

По сути фильм представляет собой коллаж из документальной хроники СССР 50-х-60-х годов XX века, точнее - из киножурнала "Наш край". Никакого закадрового текста.

"Я хотел бы столкнуть в одной картине два разных подхода к документальному материалу - нейтральный, когда автор фильма предлагает зрителю самостоятельно вырабатывать отношение к тому, что он видит на экране, и пропагандистский, когда это отношение навязывается автором зрителю", - говорил Сергей Лозница о своей работе.

Как сказал член правления общества "Мемориал" Борис Беленкин, предваривший кинопоказ небольшим комментарием, произведение Сергея Лозницы - о том, "как жизнь истинная пытается прорваться сквозь жизнь фальшивую".

Ближе к вечеру зрителям был представлен совместный проект театра Йозефа Бойса и Сахаровского центра "Улицкая. Ходорковский. Диалоги".

Эта пьеса, поставленная режиссером Варварой Фаэр, основана на переписке писателя Людмилы Улицкой с экс-главой компании "ЮКОС", политзаключенным Михаилом Ходорковским. Роль Михаила Ходорковского исполнял Юрий Муравицкий, Людмилу Улицкую играла Варвара Фаэр.

В письмах Людмилы Улицкой - вопросы Михаилу Ходорковскому, которые, вероятно, есть у многих из нас. В его ответах - долгий путь, пройденный в бизнесе и в застенках, выстраданное и осмысленное за эти годы.

Под занавес вечера выступил писатель Лев Рубинштейн, а затем состоялся праздничный фуршет, в течение которого члены "Мемориала" и их гости продолжили общение.

Это был очень необычный по формату и очень теплый по содержанию день в новом мемориальском Доме…

Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/11959.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments