Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

"Ходорковский" Кирилла Туши

Вера Васильева: В минувшие выходные мне довелось посмотреть фильм Кирилла (Сирила) Туши "Ходорковский", премьера которого состоялась в середине февраля на Берлинском кинофестивале. Это, пожалуй, самая полная на настоящий момент история Михаила Ходорковского, запечатленная средствами искусства: от его пребывания в комсомоле до Хамовнического судилища. 100 минут картины смотрятся на одном дыхании - редкий случай, когда документальная кинолента держит зрителя в напряжении на протяжении столь длительного времени.

Творческий коллектив приступил к съемкам в 2005 году и за время работы побывал в Ханты-Мансийске, Нефтеюганске, Чите, подмосковных Коралово, Жуковке, Москве, а также в Израиле, США и Великобритании. Режиссер беседовал с родителями Михаила Ходорковского Мариной Филипповной и Борисом Моисеевичем, его первой женой Еленой, старшим сыном Павлом, друзьями, российским политиком Борисом Немцовым, бывшим министром иностранных дел Германии Йошкой Фишером, представителями "ЮКОСа" - Леонидом Невзлиным, Михаилом Брудно, Алексеем Кондауровым и многими другими.


Очевидно, что отношение режиссера к своему главному персонажу - глубоко личностное, фильм снят с сопереживанием экс-главе "ЮКОСа". Но вместе с тем картину неправильно было бы называть апологетической - в ней показаны не только эволюция личности Михаила Ходорковского, но и противоречивость этой фигуры.

Сначала он - комсомольский активист. Затем - создатель первого в нашей стране частного банка и нефтяной компании-лидера мирового энергетического рынка. Примечательно, что и тогда, как отмечает в интервью Михаил Брудно, для Ходорковского и его партнеров богатство не было самоцелью, и они жили более скромно, чем могли себе позволить.

Потом, когда сфера интересов Ходорковского сместилась от занятий бизнесом к просветительству, он стал проводником идеи построения интеллектуального, свободного и граждански активного общества, на реализацию которой были направлены программы благотворительного фонда "Открытая Россия". Наконец, герой Кирилла Туши - влиятельнейший в стране человек, финансово поддерживающий оппозицию и дерзнувший оппонировать Владимиру Путину. И, как следствие, - узник сибирских застенков.

Несомненный плюс картины в том, что Кирилл Туши не стремится подогнать этот образ под какой-либо шаблон.

Отношение к действиям Михаила Ходорковского интервьюеров Кирилла Туши тоже неоднозначное и далеко не всегда комплиментарное. К примеру, для сибирской жительницы он - тот, кто обворовал Россию, а для бывшего начальника юридического управления "ЮКОСа" Дмитрия Гололобова - "дурак", потому что не уехал за границу, откуда было бы легче спасать людей. Режиссер не ретуширует создаваемый им портрет.

Будто яркими мазками показаны узловые моменты дела "ЮКОСа" и развития политической ситуации в России. Встреча Владимир Путина с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей 19 февраля 2003 года, на которой Михаил Ходорковский заявил, что покупка компанией "Роснефть" компании "Северная нефть" имеет сомнительную подоплеку. В ответ Владимир Путин намекнул, что лицензии "ЮКОСа" получены путем взяток, а также, что "ЮКОС" имел проблемы с налоговыми органами, но "вы смогли договориться".

Тогда Алексей Кондауров, по собственному признанию Кириллу Туши, сказал своей жене: "Все, нам конец".

А еще раньше, как напомнил в своем интервью Леонид Невзлин, у "ЮКОСа" совершенно незаконно администрация президента отобрала сочинский санаторий "Русь". Бытует мнение, что это было "первой ласточкой", на которую тогда не обратили должного внимания.

Цитируется в фильме и широко разошедшееся в СМИ заявление Владимира Путина о том, что относительно сидельца Ходорковского "никакой торговли не будет" и по этому поводу следует "истерику прекратить". И сказанные им еще 20 декабря 2000 года на торжественном собрании в ФСБ по случаю дня чекиста слова о том, что задание номер один по взятию власти под полный контроль было выполнено.

Много внимания Кирилл Туши уделяет поиску причин атаки на "ЮКОС". Так, по мнению одного из его интервьюеров, Путин ощущал со стороны Михаила Ходорковского "демонстрацию превосходства, а мелкий человек простить этого не может. Вместе с тем - это не сам пистолет, это спусковой крючок. А пистолет - это желание отобрать "ЮКОС".

Вошли в картину и высказывания Владимира Путина об "убийцах" из "ЮКОСа". В свою очередь Леонид Невзлин в ответ на соответствующий вопрос Кирилла Туши сообщает, что располагает информацией об истинных заказчиках преступления в отношении мэра Нефтеюганска Владимира Петухова.

Кстати, связывающим с именем Михаила Ходорковского "лихие девяностые" наверняка будет небезынтересен рассказ Алексея Кондаурова о том, какими методами "ЮКОС" отбивался от бандитов, пытающихся "крышевать" его бизнес.

Визуальный ряд картины продуман до мелочей.

В частности, любопытны анимационные вставки. Одни из них служат своего рода метафорами жизненного пути Михаила Ходорковского. Например, показано, как он плывет по бассейну, вода в котором превращается в золото, а затем оно исчезает, и впереди появляется надпись-цель: "Открытая Россия".

В другом ролике воссоздано, как мог происходить силовой захват самолета экс-главы "ЮКОСа" в новосибирском аэропорте "Толмачево" 25 октября 2003 года. Этот ролик неоднократно повторяется на протяжении фильма и вызывает нарастающее напряжение. А бескрайние сибирские просторы, снятые из вагона поезда, создают ощущение безысходности…

Фильм завершается интервью Михаила Ходорковского Кириллу Туши. И это - один из ярчайших эпизодов картины, в котором видна сила этой личности. За все годы в тюрьме Михаил Ходорковский не только не сломался, но и приумножил свое влияние на умы людей.

Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/10489.

Tags: khodorkovsky
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments