Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Categories:

Встреча с Натальей Евгеньевной Горбаневской

Наталья Евгеньевна ГорбаневскаяЭта встреча, как и повод для нее, показалась мне символичной. В ответ на объявленную в моем блоге акцию "Поздравьте политзаключенного Алексея Пичугина с днем рождения!" пришло электронное сообщение от Натальи Евгеньевны. Так протянулась ниточка между событиями прошлого и настоящего. Сорок лет прошло, а мы по-прежнему посылаем письма политзаключенным, оставаясь бессильными противопоставить современному ГУЛАГу что-то большее, нежели моральная поддержка его узников.

"Можем ли мы с вами встретиться, чтобы я подписала для Алексея Пичугина свою новую книжку?", - спрашивала Наталья Евгеньевна.

И вот передо мной невысокая худощавая женщина в очках. Подписывать книги для заключенных нельзя, не положено, и она пишет записку на небольшом листочке, которую вкладывает в одну из книг, предназначенных для Алексея. В записке - о терпении, которого в тюрьме всегда не хватает; и это из - личного опыта, не понаслышке.

Книги - два сборника стихов и "Полдень", неизбежно вызывающий вопросы и наталкивающий на параллели.

Что двигало участниками той - 25 августа 1968 года - демонстрации, оказавшееся сильнее инстинкта самосохранения, семейных уз? Ведь финал они знали априори, а между тем у Натальи Евгеньевны на руках были два малыша, у Ларисы Богораз - отбывающий наказание в колонии муж, юный сын... В "Полудне" Наталья Евгеньевна очень интересно отвечает на этот вопрос - не геройство и не безумие, а личная потребность, почти эгоистическое чувство.

Это, пожалуй, хорошо понятно и знакомо. Да, именно: жизненная, чуть ли не физиологическая, потребность - как в кислороде. Когда застенки невинно осужденных становятся твоими собственными застенками, когда атмосфера всепобеждающей серости оказывается непригодной для жизни. Но какое из чувств перевесит - удушья или собственной безопасности?

А грустные параллели! Нет, ничего нового не изобрело нынешнее "басманное" правосудие! Его проводники оказались просто старательными учениками своих учителей, выходцев из сталинского ГУЛАГа.

Суд счел достаточным допросить только свидетелей обвинения? Основал на их показаниях обвинительный приговор, хотя те вопиюще противоречат установленным фактам? Приговор текстуально повторил обвинительное заключение, будто и не было судебного разбирательства? Зал суда заполняла агрессивная и невежественная публика, выступающая в поддержку прокуроров, в то время как сочувствующие подсудимым оставались за дверью?

Совпадения межу описанным в "Полудне" и сегодняшним днем поражают.

Совпадения или закономерность? Быть может, сейчас мы пожинаем плоды своего исторического беспамятства либо сознательного отказа от ценностей свободного мира в обмен на хлеб и зрелища?

Вот только политзаключенные - как советской, так и современной России - далеко не всегда - только ревнители этих ценностей. Как показывает опыт, чтобы оказаться в их числе, совсем необязательно выходить на площадь, достаточно трудоустроиться в "не ту" компанию.

А чтобы не оказаться - нужно, пусть это - площадь не всегда в буквальном смысле слова. Как было сказано на одном из запомнившихся мне плакатов, вертикаль власти и горизонталь безразличия образуют клетку, в которой оказывается все наше общество.

Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/8808.

Tags: hro.org, pichugin
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments