Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Дело "запретного" искусства: суду свидетели защиты не нужны?

В среду, 31 марта 2010 года, состоялось очередное заседание Таганского районного суда Москвы по делу бывшего директора Музея и общественного центра Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева. На судебном процессе дали показания еще пятеро художников - свидетелей защиты. После чего председательствующая судья Светлана Александрова заявила, что "художников однозначно хватит".

Напомню, что Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев обвиняются по пункту "б" части 2 статьи 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку религиозной принадлежности и с использованием служебного положения") в связи с организацией и проведением в Сахаровском центре в марте 2007 года выставки "Запретное искусство-2006".

Еще до начала судебного заседания, пока остальные участники процесса ждали появления прокурора Дмитрия Коренева, разыгрались нешуточные страсти. Верующие, присутствовавшие в зале в качестве публики, заподозрили в свидетелях защиты наймитов Запада и начали громко высказывать свои соображения.

"Вчера Косолапов [Александр Косолапов - российский художник, живописец, график и скульптор; участник "подсудной" выставки] из Нью-Йорка приезжал… Кому это выгодно - наложить грязную лапу на чистую Россию?" - говорила пожилая женщина в платочке.

В это время у защитника подсудимых, Ксении Костроминой, зазвонил телефон. На том конце провода, очевидно, был иностранец, потому что адвокат перешла на английский.

"Вот видите!" - торжествующе воскликнула женщина. И добавила: "Кто не с нами, тот против нас!"

Спустя полчаса появился гособвинитель, и заседание началось. Первым допросили Владимира Мироненко. Художник, по его словам, был на выставке как зритель, а затем участвовал в организованном Сахаровским центром обсуждении экспозиции.

Свидетель сообщил, что целью выставки "Запретное искусство-2006" было "узнать мнение художественной общественности о цензуре и самоцензуре в искусстве". То, что цель была именно такой, впоследствии подтвердили и остальные допрошенные в среду свидетели. А ранее на это неоднократно указывали подсудимые.

Художник долго и подробно анализировал выставлявшиеся работы, разъяснял суду, что такое соц-арт и поп-арт, почему для правильной интерпретации смысла произведения искусства столь важно время его создания, и другие вопросы.

Так, на вопрос адвоката о художнике Вячеславе Сысоеве Владимир Мироненко, в частности, ответил:

"Это художник-диссидент, который критиковал советскую власть. Мало того, его советская власть за это посадила…"

"Хорошо! Правильно!" - раздались одобрительные реплики верующих.

Судья не обратила внимания на непорядок в зале.

"Его работа "Свет против тьмы" - ярчайший пример критики советской власти, которая устраивала страшные гонения на церковь. Никакого негативного отношения к церкви здесь нет и быть не может", - продолжил свидетель после того, как его перебили.

Касаясь непосредственно формулы обвинения, согласно которой Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев своей выставкой преднамеренно оскорбили чувства верующих, Владимир Мироненко заявил: "Это за пределами религии, это искусство, соц-арт".

На вопрос об источнике своей осведомленности в интересующих суд аспектах современного искусства свидетель ответил, что "это факт, установленный специалистами в России и иных странах мира, каталогизированный, который вошел в учебники для высших учебных заведений".

По мнению Владимира Мироненко, композиционное решение организаторов выставки - размещение экспонатов за ширмами - было очень удачным. С одной стороны, это показывало ситуацию запрета, а с другой - не позволяло видеть картины тем, кто не хочет.

В свою очередь Юрий Самодуров спросил Владимира Мироненко об эксперте Наталье Энеевой, которая написала заключение, что выставлявшиеся экспонаты - "не искусство". Именно это заключение легло в основу обвинения.

"Никто из художников, критиков, профессионалов в области современного искусства ее не знает", - удивился свидетель. И заметил, что круг таких художников и специалистов довольно узкий. Как позже выяснилось, не знали Наталью Энееву и остальные свидетели.

Анализируя собственно тезис эксперта, Владимир Мироненко напомнил: "Когда Эдуард Мане в 1863 году выставил свою картину "Завтрак на траве", в нее тыкали зонтиками и тоже говорили, что это не искусство. А теперь эта картина стоит миллионы долларов".

Свидетель также высказал суждение, что в использовании светскими картинами элементов, походящих на объекты религиозного почитания, нет ничего предосудительного. "Любое изображение художник может использовать, как хочет. Есть вкус, понятия нравственного и безнравственного - это личные, внутренние вещи".

В ответ на еще один вопрос Юрия Самодурова Владимир Мироненко подтвердил, что "выставка реализовывала конституционные принципы идеологического многообразия и светского государства".

"В синагоге это повесь!" - в очередной раз прервали свидетеля верующие. А судья в очередной раз их недослышала.

Прокурора Дмитрия Коренева почему-то особенно заинтересовала работа Ильи Кабакова "Пошел ты…" Гособвинитель пытался уяснить, что же хотел выразить таким образом художник.

"У Ильи Кабакова очень сложные отношения с действительностью, которая его всегда тяготит. Он "посылает" ее подальше…" - предпринял попытку Владимир Мироненко. Видя, что к этим его словам отнеслись скептически, свидетель попробовал сформулировать свою мысль доступнее: "У всех нас есть проблемы с действительностью… Хочется иногда послать все к черту и уехать в отпуск…"

"У меня нет проблем!" - категорично заявила судья. И улыбнулась.

Последующие показания художников Семена Файбисовича, Дмитрия Врубеля, Викентия Нилина и Игоря Шелковского подтвердили сказанное Владимиром Мироненко.

Так, Семен Файбисович, комментируя цель выставки, подчеркнул, что обозначенная ею проблема запретов очень актуальная. "Фактически цензура есть - и в арте, и в других пространствах. Идея противопоставить ограничения свободе очень важна".

Организаторы экспозиции, по словам свидетеля, обращались прежде всего к художественному сообществу, а не к широкой аудитории, не всегда разбирающейся в современном искусстве. "Я не помню, чтобы ставилась цель повлиять на общество", - сказал Семен Файбисович.

Обвинение подсудимых в том, что они умышленно оскорбляли верующих, художник решительно отверг. "Я вообще не помню выставок, которые ставили бы подобные задачи. Ерофеев, как куратор, не сообщал мне о цели оскорбить религиозные или иные чувства, разжечь вражду по отношению к религии", - заявил он.

По мнению Дмитрия Врубеля, "очень странно, что люди, которые не очень разбираются в современном искусстве, начинают говорить художникам, что можно выставлять, а что нельзя".

Объясняя смысл таких картин, как "Икона-икра" и "Реклама "Макдональдса" Александра Косолапова, "Свет против тьмы" Вячеслава Сысоева и "Известия" Вагрича Бахчиняна, Дмитрий Врубель сказал: "Это сугубо религиозные работы, которые очень хорошо иллюстрируют те вещи, о которых говорится в Священном писании".

Художник напомнил, что в советском Уголовном кодексе существовала статья 70 ("антисоветская агитация и пропаганда"). И тогда художников, критикующих коммунистический строй и защищающих религиозные ценности, могли судить (и судили) именно по этой статье.

"Я не понимаю, почему эти работы в 2010 году являются вещдоками, - заявил Дмитрий Врубель. - Я не считаю, что современное искусство должно быть подсудным. Такое было в 30-е годы XX века в Германии", - провел аналогию свидетель.

Художник Викентий Нилин не только посещал выставку, но и принимал в ней участие со своей работой "Ясса", представляющей собой документальное фото. На снимке - девушка-танцовщица в купальнике, рекламирующая автомобиль, на которую смотрят дети. Действие происходило на аэродроме в Тушино в 2005 году. Как сообщил автор, ранее это фото висело в Третьяковской галерее на Крымском Валу, но когда ее директором стала Ирина Лебедева, она распорядилась снять снимок. Именно по этой причине работа была включена в экспозицию "Запретное искусство-2006" в Сахаровском центре.

На соответствующий вопрос Андрея Ерофеева Викентий Нилин ответил, что использование религиозных высказываний, стилистик, объектов в светском рисунке допустимо, равно как и употребление в произведении искусства обесцененной лексики. "На это все мировое искусство ссылается", - сказал художник…

 …Пока ждали последнего свидетеля, объявили перерыв на пять минут. Один из художников, присутствовавших на процессе в качестве зрителей, прошелся по залу суда и заглянул в пустующую клетку для арестантов.

"Ищете подходящее место?" - продемонстрировал свое чувство юмора прокурор Дмитрий Коренев.

Вскоре пришел Игорь Шелковский, и заседание продолжилось. Художник был крайне возмущен судом, о чем не замедлил заявить.

"Ваш суд будет так же смешон, как сейчас смешон суд над Синявским и Даниэлем, как суд над Бродским!" - обратился свидетель к председательствующей Светлане Александровой.

По мнению Игоря Шелковского, Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев "абсолютно правильно поступили с профессиональной точки зрения", когда решили устроить выставку в помещении Сахаровского центра, "потому что Сахаров был на самом рубеже борьбы с официозом".

"Художник выше, чем чиновник, художник свободен в своем творчестве. Художник имеет право на метафору, критику, насмешку", - прокомментировал Игорь Шелковский ситуацию запрета, которой была посвящена экспозиция.

…Между тем судье, похоже, надоело слушать аргументы художников, единодушно заявляющих об отсутствии в действиях Юрия Самодурова, Андрея Ерофеева и участников выставки состава преступления.

"Имейте в виду, сто сорок три и даже пятьдесят человек суд допрашивать не будет. Художников однозначно хватит! Суду все ясно. Достаточно!" - обратилась она к адвокатам Ксении Костроминой и Дмитрию Курепину.

Всего к настоящему моменту было допрошено восемь художников - свидетелей защиты.

На удивленное замечание, что несколько десятков свидетелей обвинения, говоривших одно и то же и даже не видевших выставки, суд терпеливо выслушивал, Светлана Александрова не отреагировала.

Следующее судебное заседание по делу "запретного" искусства назначено на 9 апреля. Начало в 14:00.

Оригинал на портале HRO.org: http://hro.org/node/7847.
Tags: zapretnoe_iskusstvo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments