По какому-то непонятному недоразумению, приставы не "очистили коридор" перед прохождением по нему конвоя с подсудимыми, и они неожиданно оказались в окружении сочувствующих. Это вызвало сумятицу в рядах вооруженной охраны, и восстановить порядок удалось хотя и быстро, но далеко не сразу.
Валерий Лахтин, единственный из четырех прокуроров, оглашающий материалы дела (его коллеги дни и недели напролет сохраняют молчание), с прошлого четверга прочно увяз в томе 115. В понедельник он зачитывал протоколы выемок документов из офиса PricewaterhouseCoopers, оказывавшей "ЮКОСу" аудиторские услуги, а также различные документы этой компании.
Перечисляя изъятые папки, документы, в них содержащиеся, прокурор оглашал лишь выборочно, причем критерии, по котором осуществлялась эта "выборка", остались неведомыми. И, как обычно, искажались числа, названия и другие немаловажные позиции в документах. Платон Лебедев назвал такое чтение дела "правовым хулиганством".
"Существенные вещи нагло фальсифицируются прокурором Лахтиным", – также заметил он.
Более того, как неоднократно обращала внимание сторона защиты, значительная часть изъятых документов, насчитывающая порядка 10 тысяч листов (!), в деле отсутствует.
Платон Лебедев тоже заявил, что в уголовном деле полностью отсутствуют финансовые и бухгалтерские документы, на основании которых можно было бы судить о хищении подсудимыми нефти у дочерних предприятий "ЮКОСа".
Напомню, что согласно обвинительному заключению, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев совершили хищение нефти и нефтепродуктов у компаний "Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самаранефтегаз".
"В сфабрикованном уголовном деле полностью отсутствует финансовая и бухгалтерская отчетность так называемых потерпевших – "Самаранефтегаз", "Юганскнефтегаз" и "Томскнефть", – сказал бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП".
Не обошлось без лингвистических казусов. В ходе оглашения документов аудиторской компании прокурор Лахтин не раз произносил загадочное буквосочетание, звучавшее как "эр-вэ-эс". Пришлось Платону Лебедеву вмешаться и развеять эту тайну:
"Эр-вэ-эс – это не реввоенсовет, а просто аббревиатура PricewaterhouseCoopers на английском языке", – пояснил он.
Один из документов нефтяной компании прокурор Валерий Лахтин "возвел в ранг" – ни много ни мало! – федерального закона:
"В соответствии с законом от 14 декабря 1996 года "Об осуществлении инвестиционных мероприятий компании ЮКОС..."
Адвокат Владимир Краснов заметил, что обвинительное заключение, описывающее "преступления" подсудимых, никак не согласуется с оглашаемыми материалами дела, согласно которым деятельность компании строилась на законных основах.
"Получается история про унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла", – провел параллель адвокат.
Следующее судебное заседание состоится во вторник, 21 июля.