Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

"Мастер и Маргарита"

Теперь, по прошествии нескольких дней с момента выхода на телеэкраны десятой, заключительной серии "Мастера и Маргариты", когда немного утихла вызванная фильмом буря эмоций, попытаюсь сформулировать свои впечатления от картины.

Премьеру ждала с большой настороженностью, полагая, что существуют вещи, не поддающиеся экранизации, и роман Булгакова из их числа. Двадцатилетняя история неудачных попыток создать подобную картину только усугубляла опасения.

Но просмотрев первую и вторую серии, облегченно вздохнула. Мои Пилат, Воланд, Мастер, Маргарита - совсем другие. Но образы, созданные Владимиром Бортко, неприятия не вызывают.

Режиссер в точности следует булгаковскому тексту. И за это надо отдать ему должное - какие-либо интерпретации и эксперименты с всенародно любимым сюжетом вряд ли были бы уместными. Конечно, всякая экранизация - в той или иной степени утрата главного - авторской речи. Однако Бортко и не пытается воспроизвести роман. Постановку я скорее назвала бы отражением литературного произведения, преломленным сквозь призму режиссерского восприятия.

Первое ощущение - Басилашвили (Воланд) и Лавров (Пилат) не соответствуют своим ролям по возрасту. Но вскоре это перестаешь замечать - игра актеров, их дар перевоплощения оказываются убедительными (правда, на мой взгляд, Басилашвили все же не хватает сатанизма). Сильнейшие эмоции вызывает и великолепная музыка Игоря Корнелюка.

Несомненная удача - роль Ивана Бездомного в исполнении Галкина. Актер точно воплотил образ простого парня, пишущего, по его же признанию, "чудовищные" стихи. Интересна и эволюция этого образа, линия Мастера (Галибин) и ученика.

Не столь убедительной мне показалась роль Маргариты (Ковальчук). Далеко не всегда актрисе удается передать чувства. Несколько схематичен образ Иешуа (Безруков). И уж совсем разочаровал плюшевый Бегемот, один из любимейших моих персонажей. Понятно, что заставить настоящего кота проделывать все те вещи, которые полагаются Бегемоту по сюжету, мягко говоря, проблематично. Но все же, на мой взгляд, необходимо было найти какое-то иное решение.

Игра с черно-белыми и цветными кадрами - довольно широко используемый прием, находкой ее не назовешь, хотя удачей - пожалуй. Гораздо более интересно сочетание документальных и художественных съемок.

Примечательно, что часовые серии шли по ТВ практически без единой рекламы. От души спасибо за это спонсору показа "Черному Жемчугу" - прерывать великий сюжет вставками про стиральный порошок и т.п. было бы просто кощунством.

Наверное, специалисты по творчеству Булгакова и профессиональные киноведы еще разложат этот фильм по косточкам (уже сейчас звучат отзывы от "Гениально!" до "Провал года!"). Но с недавних пор в метро я постоянно встречаю людей с томиками "Мастера и Маргариты", а в книжных магазинах раскуплены все тиражи. И новый всплеск интереса к роману - несомненная заслуга картины. А это, согласитесь, уже немало.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments