Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Categories:

Анджей Вайда привез в Москву фильм "Катынь"

Анджей Вайда привез в Москву свой фильм "Катынь". Этой картине, возможно, суждено стать самой важной вехой в творчестве знаменитого польского кинорежиссера. Ведь катыньская трагедия, то есть, расстрел к западу от Смоленска органами НКВД весной 1940 года свыше 4000 польских офицеров, затронула тысячи судеб. В том числе – судьбу самого Анджея Вайды, у которого там был расстрелян отец. В Польше фильм собрал рекордное число зрителей – свыше трех миллионов.

В Москве картина была показана дважды – 18 и 19 марта. Когда она выйдет в широкий прокат – неизвестно, слово за прокатчиками. В среду в переполненном до отказа кинозале Центрального дома литераторов сразу после показа состоялась встреча мэтра со зрителями (среди которых было немало знаменитостей – актеры, журналисты, правозащитники). Еще одна встреча – Анджея Вайды и представителей правозащитного общества "Мемориал", давно занимающегося восстановлением правды о катыньском преступлении, прошла во вторник.

"Катынь" – художественный фильм, однако большинство сцен, ситуаций и диалогов взято из жизни. Они кропотливо воссозданы с помощью дневников жен расстрелянных офицеров, воспоминаний их детей. Играть такой материал актерам особенно нелегко, отметил Анджей Вайда.

Отдельной благодарности мастера удостоился Сергей Гармаш, сыгравший в "Катыни" роль советского офицера Попова. Анджей Вайда, по его собственному признанию, особенно оценил то, что актер принял предложение принять участие в съемках сразу, не раздумывая, еще даже не зная, какую роль ему назначат.

Фильм "Катынь" – жесткий. Не только потому, что это беспощадная правда о преступлении (картина заканчивается кадрами расстрела) и приговор тем, кто его совершил. Но и потому, что Вайда ставит своих героев перед выбором. Можно немного подправить собственную биографию, можно, зная истину, говорить ложь... А можно – сохранить верность той Польше, которой уже нет на карте, и отправиться в ГУЛАГ.

Примечателен диалог двух героинь картины. "Ты на стороне мертвых?" "Нет, я на стороне убитых, а не убийц".

Особая тема – ожидание женами своих пленных мужей, польских офицеров. Ей в фильме уделено много внимания. Ожидание, затянувшееся на годы, вера в возвращение близкого человека, вопреки очевидным фактам, вопреки увещеваниям окружающих...

После финальных титров зал встал.

Наверное, та правда о преступлении, которую показывает Анджей Вайда, нам не менее (а может, даже более) нужна, чем полякам. Ведь если польскому массовому зрителю картина не открыла новых исторических фактов, но позволила представить, как все происходило, и задуматься, то в России ситуация далеко не столь однозначная. И даже усилия, которые общество "Мемориал" предпринимает для того, чтобы расстрелянных в Катыни наше государство признало жертвами политических репрессий, пока так и не увенчались успехом. 

Анджей Вайда на встрече с представителями общества Мемориал в Москве. Фото Веры Васильевой, HRO.org

Ссылка на оригинал на портале HRO.org:  http://hro.org/node/1588
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments