Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Category:
  • Mood:

Философские размышления на работе

Любимая работа (она же - страстное увлечение, она же, время от времени, - мучение) в научно-популярном журнале ИТ-тематики иногда наводит на философские размышления. На этот раз они сосредоточились вокруг вопроса: "Виртуальная реальность - действительность и иллюзия?"

 

 

Виртуальная реальность - действительность и иллюзия?

Компьютер, зародившись в один прекрасный день в черепной коробке высоколобого прагматика-технаря как вычислительная машина, предназначенная исключительно для решения сугубо математических и статистических задач, нынче вынуждает весь род Homo Sapiens отбросить устоявшиеся традиции и предрассудки и принять новое, абсолютно чуждое человеческой природе мировоззрение. Ведь она, по сути, распространила теорию относительности Альберта Эйнштейна на субъект мысли - человека - и поставила тем самым под сомнение его физиологическую и психическую сущности! Превратив повседневную работу за компьютером в увлекательную азартную игру, виртуальная реальность породила ошеломляющее чувство единения оператора с машиной, знакомое, впрочем, еще летчикам и автогонщикам и называемое в современной англоязычной научной литературе "flow" - т. е. "течение", "поток".
Все это вызывает в неискушенном мозгу рядового чайника примерно те же эмоции, которые испытывал бы, наверное, Иванушка-дурачок, неожиданно пробудившись не на собственной печи, а в кабине следующего по курсу межпланетного корабля. Как раз такие чувства, которые лучше всего будет назвать потрясением человека собственной ограниченностью и потерянностью перед диковинным и чарующим миром современных компьютерных технологий, наверняка и предопределили особенности бытования самого термина "виртуальная реальность" в русском языке. Порождая мощное брожение в умах не только отечественных интеллектуалов-компьютерщиков, психологов, философов, общественных деятелей, публицистов, бизнесменов, но и простых смертных, он в результате очень часто стал восприниматься некоторыми недалекими обывателями как нечто парадоксальное, эдакий колоритный термин-мутант, оксюморон, соединяющий несоединимое, вроде "горячего снега" или "живого трупа". Между тем достаточно заглянуть в любой англо-русский словарь, чтобы убедиться, что слово "virtual" - т. е. "виртуальный", - переводимое кое-какими грамотеями как "мнимый", "ненастоящий", "иллюзорный", на самом деле означает не что иное, как "фактический", "действительный", "истинный"! И термин "виртуальная реальность" в некотором смысле оказывается "маслом масляным"! Случайна или закономерна подобная тавтология?
В связи с этим будет весьма уместным и полезным привести здесь высказывание отца виртуальной реальности Джейрона Ланье. Он, кстати, - бывший кларнетист, некогда развлекавший пассажиров нью-йоркской подземки и заплетавший волосы в косички, - стал поклонником экспериментального искусства, соединяющего компьютерную рок-музыку и трехмерную графику - основу виртуальной реальности.
Итак, Джейрон Ланье говорит, что виртуальная реальность, будучи искусственно созданным компьютерным миром, обладает абсолютно теми же фундаментальными свойствами, что и естественный природный мир: способностью моделировать соответственные импульсы в сенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в режиме реального времени. А потому, взаимодействуя с человеком естественным, привычным, выработанным тысячелетиями и данным ему от рождения способом, т. е. посредством органов чувств, в отличие от обычного компьютерного интерфейса с мышью, клавиатурой и прочими приспособлениями, - и помещая его как бы внутри компьютера, виртуальная реальность оказывается для пользователя полностью равнозначной реальности физической, заменяя ее и достигая тем самым своей наивысшей цели!
Призывая человечество хоть на время избавиться от надоевших оков прагматичной жизненной необходимости и принять правила бескорыстной игры, виртуальная реальность по-своему разрешает извечную антитезу труда и досуга. Хотя тут, по сути, мало нового. Эту истину знают все дети, а открыл ее еще Том Сойер, когда тетушка ему поручила красить забор: "Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра есть то, что мы не обязаны делать". Направив огромную энергию Игры в творческое русло, виртуальная реальность - по определению специалистов фирмы "VPL Research", занимающейся созданием трехмерных компьютерных макромоделей, - являет собой "средство, способное воссоздавать сны при пробуждении". А спорить об иллюзорности или действительности человеческих снов, фантазии и мечты вряд ли кому придет в голову!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments