Портал Rechtspraak.nl дает разъяснение постановления Верховного суда Нидерландов о том, что в этой стране не будет признаваться решение российского суда о банкротстве «ЮКОСа». Очень толковый текст, рекомендую. Ниже – ссылка на оригинал, здесь привожу перевод статьи на русский язык.
Верховный суд Нидерландов постановил в своём окончательном решении, что в Нидерландах не будет признаваться решение российского суда от 2006 г., объявившее НК «ЮКОС» банкротом в России. Верховный суд отклонил кассационную жалобу на постановление Амстердамского апелляционного суда. Одно из ключевых последствий данного решения таково: Нидерланды не признают полномочия конкурсного управляющего по производству юридических действий, это означает, что окончательно установлено, что конкурсный управляющий был не вправе передавать российской компании OOO «Промнефтьстрой» акции Yukos Finance.
В 2006 г. Московский арбитражный суд объявил российскую компанию «ЮКОС» банкротом, был назначен конкурсный управляющий. После состоявшегося в Москве публичного аукциона, принадлежавшие «ЮКОСу» акции голландской компании Yukos Finance B.V. были переданы 10 сентября 2007 г. российской компании «Промнефтьстрой», заплатившей за них 307 млн долларов. Центральной темой [нидерландского судебного] производства был вопрос о том, был ли юридически действительна передача конкурсным управляющим указанных акций «Промнефтьстрою», и, соответственно, стал ли «Промнефтьстрой» акционером Yukos Finance.
9 мая 2017 г. Амстердамский апелляционный суд постановил, что в Нидерландах не будет признаваться объявление банкротства НК «ЮКОС». Это означает, что у конкурсного управляющего не было полномочий по передаче «Промнефтьстрою» акций компании «Yukos Finance».
Согласно Амстердамскому апелляционному суду признание банкротства в Нидерландах было бы незаконно ввиду того, что российские власти намеренно организовали банкротство, таким образом нарушив фундаментальные юридические принципы. С НК «ЮКОС» были незаконно взысканы чрезвычайно высокие сборы и пени по НДС, и компания была обязана уплатить их в короткое время. В ходе последовавшего за этим налогового производства «ЮКОСу» не было предоставлено возможности представить полноценную защиту. По ряду пунктов данное производство не выполняло нормы отправления правосудия (due process). Ответа на свои ходатайства о каком-либо виде [внесудебного] урегулирования [налоговой задолженности] НК «ЮКОС» не получила. Продажа на аукционе «Юганскнефтегаза» (крупнейшей принадлежавшей НК «ЮКОС» структуры по добыче нефти) также была проведена ненадлежащим образом. Эти обстоятельства привели апелляционный суд к заключению о том, что признание российского постановления о банкротстве «ЮКОСа» нарушает публичный порядок Нидерландов. Соответственно, в глазах правопорядка Нидерландов постановление о банкротстве юридической силы не имеет.
Постановление Верховного суда: решение Апелляционного суда остаётся в силе. Согласно Верховному суду, Апелляционный суд отдавал себе отчёт в том, что непризнание постановления зарубежного суда на основании его несоответствия публичному порядку Нидерландов является чрезвычайной мерой. Апелляционный суд правильно пришёл к заключению о том, что имело место нарушение принципов и ценностей, лежащих в основе юридического порядка Нидерландов. Это нарушение вышло за рамки, в которых постановлению о банкротстве могла бы быть придана юридическая сила. Верховный суд отклонил пункты жалобы на постановление Апелляционного суда о том, что российские власти специально учинили сложности в выплате [компанией «ЮКОС» налоговых начислений] и специально организовали последовавшее за этим банкротство НК «ЮКОС».
Вступившее в законную силу постановление Верховного суда Нидерландов устанавливает, что «Промнефтьстрой» не стал владельцем акций «Yukos Finance».