Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Categories:

Выставка "Ордер на арест" в Сахаровском центре. Мой репортаж на HRO.org

В Сахаровском центре в Москве завершает свою работу выставка художника Андрея Сергунькина и историка Павла Гнилорыбова "Ордер на арест".

Соавторы на примере конкретного дома на Арбате в Москве рассказывают о том, как в 1930-е годы государственный террор проник в повседневную жизнь столицы, в особенности в жизнь людей, живших вдоль "правительственной трассы", которую в те времена называли "военно-грузинской дорогой".

Андрей Сергунькин – художник, выпускник Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова. Сотрудничает с обществом "Мемориал", c Музеем истории ГУЛАГа.

Павел Гнилорыбов – ведущий гид проекта "Топография террора", член совета Вольного исторического общества, писатель-москвовед, организатор проекта "Моспешком".

"За годы террора в Москве по ложным политическим обвинениям были расстреляны более сорока тысяч человек", – напоминает Павел Гнилорыбов строки, запечатленные на табличке рядом с Соловецким камнем на Лубянской площади.

При этом в России до сих пор нет государственной федеральной базы данных, которая информировала бы не только о расстрелянных, но и об узниках лагерей. ( Наиболее объемная пополняемая база создана Международным обществом "Мемориал": http://lists.memo.ru )

Что переживал человек в момент, когда кончается физическая свобода и начинаются застенки, в тот рубежный момент, когда бытие навсегда разбивается на "до" и "после"?

"Человек, спешно покидающий родную квартиру после ареста, не всегда представлял себя в бушлате исправительно-трудового лагеря с номерком на груди и на шапке. Теперь ты не Василий Петрович, а Щ-047", – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Человеческий мозг так устроен, что мы навряд ли способны точно представить 40 тысяч человек. Однако каждая личная, персональная судьба затрагивает нас гораздо сильнее. В графике Андрея Сергунькина – попытка увидеть за безликими цифрами массовых репрессий трагедию вторжения беспощадной власти в мир дома, семьи, частной жизни обычного человека. Эти рисунки оказывают очень сильное эмоциональное воздействие, ведь такое изображение может быть гораздо выразительнее и информативнее, чем даже фотография.

Работы Андрея Сергунькина на выставке дополняются повествованием Павла Гнилорыбова о драмах конкретных людей, арбатцев, за которыми пришли в 1930-е.

В частности – о судьбе писателя Анатолия Рыбакова, жившего в доме номер 51 по Арбату. Ему в 1933 году тоже пришлось пережить унизительную процедуру ночного трехчасового обыска и ареста. Он был сослан на три года в Сибирь.

"Они пришли ночью, позвонили, я открыл им, один часовой встал у входных дверей, другой – у черного хода, уполномоченный прошел в комнату, предъявил ордер на обыск и арест. Я не знал, как впустить их в мамину комнату, что будет с ней, когда она увидит этих людей, но она уже не спала, стояла, опираясь локтями на крышку комода, запустив пальцы в волосы, прислушиваясь к тому, что делается в моей комнате. Молча смотрела, как уполномоченный перебирает вещи в шкафу, роется в чемоданах, рассматривает фотографии", – цитирует историк воспоминания Анатолия Рыбакова.

Сейчас на доме номер 51 висят несколько мемориальных табличек проекта "Последний адрес" – в память о тех людях, которых отсюда увели в годы Большого террора.

На выставку "Ордер на арест" в Сахаровском центре в Москве еще можно успеть попасть – она будет работать до 24 сентября 2017 года с 11:00 до 19:00 в зале постоянной экспозиции. Вход свободный.

Выставка "Ордер на арест". Фоторепортаж Веры Васильевой, HRO.org

Вера Васильева, оригинал на портале HRO.org

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments