Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

В "Мемориале" открылась выставка "58-я. Неизъятое". Мой репортаж на фото HRO.org

27 октября 2016 года в офисе Международного "Мемориала" в Москве открылась выставка, "58-я. Неизъятое", приуроченная ко Дню памяти жертв политических репрессий в СССР. На экспозиции, охватывающей временной отрезок с 1937 по 1958 годы, в одном выставочном пространстве представлены фотографии и бывших осужденных по 58-й статье ("контрреволюционная деятельность"), и сотрудников ГУЛАГа.

Как сообщили на презентации авторы, журналисты "Новой газеты" писатель Елена Рачёва и фотограф Анна Артемьева, выставка родилась из одноименной книги, вышедшей в издательстве "АСТ" около года назад (позже появилось украинское издание). В ней собрано около 60 фото и монологов людей, бывших заключенными ГУЛАГа и охранниками лагерей. А начиналось всё с идеи сделать небольшую серию таких интервью. Но в итоге работа растянулась на четыре года. Продолжается она и сейчас.

"Восемь лет я вел вкладку "Правда ГУЛАГа", в этой работе мне, конечно, очень помогали мемориальцы. У нас была рубрика "Вещественное доказательство", и там наша работа шла не всегда интенсивно. И тут ко мне подошли Лена Рачёва и Анна Артеьмева с предложением так эту рубрику преобразовать – "58-я. Неизъятое". Они стали самыми регулярными авторами вкладки "Правда ГУЛАГа", к моему огромному удовольствию", – рассказал Олег Хлебников, редактор приложения к "Новой газете" "Правда ГУЛАГа".

"Портреты Ани Артемьевой – это всегда произведение искусства. Она – абсолютно прирожденный портретист. А Лена Рачёва – писатель. Причем без преувеличения, не журналист, а именно писатель. Потому что это уже не добыча фактов, их интерпретация, и так далее, а это всякий раз миниатюра, которая должна прежде всего действовать на эмоции человека, и у Лены это замечательно получается", – также выразил он мнение.

По 58-й статье в 1930-53 годах были осуждены от 3,6 до четырех миллионов человек. Больше 700 тысяч из них были расстреляны, остальные уходили по этапу без надежды вернуться. Половина героев выставки – те, кто выжили на Колыме, Воркуте, в степных лагерях. Половина – те, кто охраняли, конвоировали, лечили, стояли на вышках. Поэтому фотографии заключенных и охранников висят в зале "Мемориала" рядом, а вместе с ними – фотографии вещей, не изъятых при обыске, которые освободившиеся привезли из лагерей и хранят до сих пор.

Фотографии были выполнены в 2011-2014 годах, когда этим людям было уже зa восемьдесят. Это первая и, возможно, последняя попытка сделать общий портрет поколения, которое разделила колючая проволока, но объединило ощущение несвободы, бедности, голода и страха. Всему этому и посвящена выставка: опыту, не ушедшему из памяти, событиям, неотделимым от истории страны.

По мнению Александра Черкасова, "выставка связана с нашим временем. Не только потому, что здесь мы видим таких людей, как, например, Виктор Анатольевич Булгаков, один из тех, с кого "Мемориал" начинался. Идешь по коридору – на нас с фотографии смотрит Сусанна Печуро, и с обложки книги на нас смотрит Сусанна Соломоновна. С одной стороны – ее современная фотография, с другой стороны – старая, арестная".

Как считает председатель ПЦ "Мемориал", " это и про историю, которая не кончается. Продолжаются такие же процессы и такого же сталинского рода приговоры".

В качестве примеров подобных неправосудных и политически мотивированных уголовных дел Александр Черкасов привел дела украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха, которым Верховный Суд РФ недавно подтвердил сроки 22,5 и 20 лет заключения, а также "болотника" Алексея Гаскарова, только что вышедшего на свободу после 3,5 лет колонии.

Художник, бывший узник ГУЛАГа, один из героев выставки Виктор Булгаков назвал ее и книгу портретом эпохи:

"Когда я впервые взял в руки эту книгу, сначала стал смотреть ее, как смотрят обычно воспоминания, интервью с людьми тех лет, связанными с ГУЛАГом. Но поскольку я многих из них знаю, мне казалось, что здесь что-то немножко недосказано. В другом месте я находил об этом, но у другого человека.

И постепенно я понял, что случилось. Случился портрет эпохи. Удивительная, совершенно вещь получилась. Стихийно. Создается такой фон огромный, который как мозаика складывается. Другой такой книги, которая такие объемы информации представила бы в таком впечатляющем виде, я просто не знаю".

Член "Мемориала", историк, внук диссидента и одной из героинь выставки Сусанны Печуро Алексей Макаров поделился своими впечатлениями:

"Я очень рад, что есть не только книга, но и выставка. Потому что когда я читал про историю сталинских репрессий, то воспринимал ее, во-первых, как далекую. Во-вторых, это действительно часто про цифры. А в-третьих – она черно-белая и не объемная. Всё это вы преодолели.

Это выставка, благодаря которой можно увидеть объемные вещи. Где можно увидеть фотографии людей, многие из которых по-прежнему с нами. Да, это те люди, которые живут рядом с нами – они были как по одну сторону колючей проволоки, так и по другую.

И совершенно поразительный набор интервью. Потому что это и те, кто случайно попал, и те, кто знал, на что шел. И на Украине, и в Прибалтике. Из этих интервью понятно, что те, кто был свободным, тот и остался свободным. А кто как был в заключении, тот и остался в лагере, несмотря на то, что формально стоял на вышке".

Алексей Макаров также рассказал об одном из экспонатов выставки: "Там есть экспонат – томик Блока, который был подарен на день рождения Сусанне Печуро в лагере, в Инте, Женей Шаповалом".

Эту историю продолжил Виктор Булгаков:

"Сейчас говорили о томике Блока, подарке Жене Шаповала. А томик Блока, переписанный мелким-мелким почерком от руки, хранится в архиве "Мемориала". Я держал его в руках, когда сидел. Его присылали с женской части лагеря, потом он опять ушел туда.

Мы Женей друзья. Он – человек абсолютно необыкновенный. До тех пор, пока я не узнал, кто он по профессии, а это уже было на воле, когда я бывал у него дома, я думал, что он историк. А он физик. Прекрасный ученый, любимец Ландау. Это человек, который блестяще знал и любил русскую историю. Человек, который прошел через самую страшную тюрьму Советского Союза – Сухановскую. Мне на допросах следователи говорили: "В Сухановку хочешь?" И рассказывали о ней кое-что. А потом на этапах рассказывали. Это очень страшные истории. Женя остался тем же интеллигентным твердым человеком, убежденным. Пишущим стихи прекрасно".

Выставка продлится до 30 января 2017 года и будет работать ежедневно с 11 до 19 часов. Адрес: Москва, ул. Каретный ряд, д. 5/10.

Вера Васильева

Оригинал и фото на портале HRO.org

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment