?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

22 марта 2016 года в Москве информационно-аналитический Центр "Сова" представил свой ежегодный доклад "Проблемы реализации свободы совести в России" за 2015 год.

В мероприятии приняли участие автор доклада, социолог религии, эксперт "Совы" Ольга Сибирева; директор этой НКО Александр Верховский и религиовед, доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов.

Как отмечается в докладе, возрастает напряженность между защитниками чувств верующих и активной частью гражданского общества, отстаивающей свое право на светскость. Более того, последняя продемонстрировала способность к самоорганизации, что в некоторых случаях дало позитивные результаты.

"Это вызвано не антиправославным настроем населения, особенно Москвы, а происходит в рамках борьбы с незаконной застройкой в целом. Население протестует против строительства на территории зеленых зон. Но поскольку православные храмы очень часто почему-то строят именно там, горожане этому сопротивляются", – уточнила Ольга Сибирева.

В качестве примера такой самоорганизации общества эксперт привела историю с парком "Торфянка" в Москве. Его защитникам удалось добиться переноса строительства храма РПЦ в другое место и более полугода сдерживать попытки православных активистов обойти это судебное решение.

"Данный конфликт важен потому, что там сторонники строительства применяли силу, несмотря на то, что было судебное решение о переносе этого участка", – пояснила Ольга Сибирева.

Называющие себя "православными верующими" стали действовать с большей агрессивностью. Этому способствует и отсутствие эффективного противодействия им со стороны властей, и участие в подобных акциях некоторых крупных церковных чиновников, констатирует "Сова" в своем докладе.

Еще одна точка напряженности, на которую указывается в докладе, – это конфликты вокруг произведений искусства и вмешательство РПЦ в деятельность учреждений культуры. Происходили нападения православных активистов на выставки, предпринимались попытки запретить спектакли и другие культурные мероприятия. Так, по мнению Ольги Сибиревой, показательным является снятие с должности директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича после скандала с оперой "Тангейзер".

"Наиболее чувствительными по-прежнему остаются православные верующие, потому что все эти конфликты связаны именно с их деятельностью. Это погром в Манеже, прокурорская проверка московских театров", – также рассказала специалист.

Александр Верховский обратил внимание на то, что РПЦ пытается продвинуть некоторые свои идеи в область государственной политики, тем самым еще более повысив свой статус. "Она пытается разрабатывать то поле, на котором у нее есть шанс играть ключевую роль", – заметил эксперт.

Кроме того, директор Центра "Сова" коснулся вопросов законодательных новаций и правоприменительной практики, тоже освещенных в докладе.

"Если посмотреть на законодательные новации, которые уже случились, то в них во всех либо прямо видно, либо можно заподозрить замысел бороться против некой исламистской деятельности, которая действительно представляет угрозу. Но тем не менее делается это таким образом, что задевает гораздо более широкий круг людей, в том числе и не мусульман вовсе", – сообщил Александр Верховский.

В России в зоне риска остаются приверженцы некоторых религий – например, мусульмане, что, по мнению Александра Верховского, связано с недостатками антиэкстремистской и антитеррористической политики. Вызывает у "Совы" беспокойство и усиление "антисектантской" борьбы – как на уровне риторики, так и на законодательном уровне. Насколько это может быть опасным, видно на примере продолжающейся не первый год кампании против Свидетелей Иеговы, в результате которой их организации запрещают как экстремистские. Остается высоким число нападений на представителей этой организации и их молельные дома.

Что касается правоприменения, то, по данным "Совы", есть случаи, когда гражданские и уголовные дела возбуждаются фактически по инициативе представителей РПЦ. Некоторые приговоры, по выражению Александра Верховского, "вызывают серьезные сомнения в светскости правосудия", а "антиэкстремистское законодательство на сегодняшний день является самым мощным инструментом давления и ограничения свободы совести".

В свою очередь, Борис Фаликов поделился соображениями о взаимоотношениях светской и религиозной культур в советском и постсоветском обществах. В качестве одного из примеров, который религиовед разобрал подробно, тоже была история с оперой "Тангейзер".

"Советская идеология не только породила секулярную религию и принуждала людей испытывать трепет перед собственными псевдосакральными символами, что по сей день приводит к религиозному и культурному фетишизму. Она также воспитала в массах агрессивное невежество в отношении всего антисоветского. Теперь это невежество выплескивается в форме обиженных религиозных чувств и морального негодования на тех художников, которые, якобы, недостаточно почтительны к религии", – считает Борис Фаликов.

Директор информационно-аналитического Центра "Сова" Александр Верховский, эксперт Ольга Сибирева,
религиовед, доцент Центра изучения религий Борис Фаликов.
Фото Веры Васильевой, HRO.org

Вера Васильева

Оригинал на портале HRO.org

Profile

Рис.А.Збуцкой
sivilia_1
Vera S. Vasilieva

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel