?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Московском музее современного искусства открылась выставка "200 ударов в минуту: пишущая машинка и сознание ХХ века". Часть экспонатов для нее предоставил Международный "Мемориал".

200 ударов в минуту – это норма профессиональной машинистки. Посетителя при входе встречает стук печатных машинок и огромная их коллекция, занимающая пространство от пола до потолка. А в одном из залов любой может испытать себя в этой работе.

Пишущая машинка сыграла огромную роль не только в русской литературе и искусстве в целом, но и в истории самиздата. Трудно, невозможно представить себе самиздат без пишущей машинки. Их покупали за немалые деньги и брали у знакомых. При помощи механической пишущей машинки вроде "Эрики" и копировальной бумаги (которая тоже экспонируется на выставке) можно было напечатать до четырех копий одновременно.

"Что ж, зовите небылицы былями,
Окликайте стражников по имени!
Бродят между ражими Добрынями
Тунеядцы Несторы и Пимены.
Их имен с эстрад не рассиропили,
В супер их не тискают облаточный,
"Эрика" берет четыре копии,
Вот и все! А этого достаточно!
Пусть пока всего четыре копии –
Этого достаточно!" –

сказал Александр Галич в 1965 году, когда в СССР интенсивно формировалось диссидентское движение.

На выставке можно увидеть множество интереснейших, уникальных экспонатов, способных рассказать об истории инакомыслия в нашей стране, о судьбах людей, в нее вовлеченных.

Например, представлены пишущие машинки Надежды Мандельштам, Натальи Горбаневской, Феликса Светова, а также машинописи, сделанные владельцами при их помощи.

Надежда Яковлевна Мандельштам – хранительница литературного наследия Осипа Эмильевича Мандельштама. Благодаря ее титаническому труду, настоящему подвигу мы сейчас можем наслаждаться его стихами, которые были способом выживания в эпоху сталинских репрессий.

"Животный страх стучит
на машинках, животный
страх ведет китайскую
правку на листах клозет-
ной бумаги, строчит до-
носы, бьет по лежачим,
требует казни для плен-
ников", –
написал Осип Мандельштам в 1930 году.

Целый зал посвящен литературному альманаху "Синтаксис", редактором и составителем которого был Александр Ильич Гинзбург.

23-летний Гинзбург уже в конце 1950-х годов смог найти и выделить тех авторов, чьи имена в последующие десятилетия зазвучали в русской литературе ярко и значительно: Белла Ахмадулина, Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев, Николай Глазков, Глеб Горбовский, Александр Кушнер, Булат Окуджава, Александр Тимофеевский, Игорь Холин и другие.

По словам Гинзбурга, "Синтаксис" выходил тиражом не менее 200-250 экземпляров. Номер альманаха включал 10 авторов, каждый из которых был представлен пятью стихотворениями. До ареста Гинзбурга успели выйти три номера, датированные декабрем 1959 года, февралем и апрелем 1960 года. Готовый четвертый номер так и не вышел – его конфисковали при обыске у Гинзбурга в июле 1960 года. На изъятых номерах можно увидеть соответствующую рукописную пометку. Планировался и пятый номер – с литовскими поэтами.

Фоторепортаж Веры Васильевой, HRO.org

Еще один ценнейший экспонат на выставке – пишущая машинка Натальи Горбаневской с перепечатанным ею "Реквиемом" Анны Ахматовой. Его изъяли у Натальи Евгеньевны при обыске и аресте 24 декабря 1969 года. Описание этого эпизода, сделанное самой Натальей Горбаневской, приводит в своей биографической книге о ней – "Поэтка" – Людмила Улицкая:

"На дворе стоял 1969 год. За два месяца между обысками (24 октября и 24 декабря) у меня накопилась груда самиздата, и районный следователь Шилов, непривычный к политическим делам (на то ему в помощь были приданы два типа из КГБ), составляя протокол, время от времени обращался ко мне же за помощью. Во время обыска всегда всплывают мелочи, которых раньше было не отыскать. Так нашлось бритвенное лезвие, которым я немедленно – зная, что сегодня меня не просто обыщут, но заберут, – принялась точить карандаши для старшего сына-школьника. Оно было у меня в руке, когда Шилов протянул мне очередной "документ", предназначенный к изъятию: мол, как это лучше записать в протокол? Едва увидев, что он собирается изъять, я бросилась отнимать у него сколотые скрепкой листки, восклицая: "Что вы берете! Это же автограф Ахматовой!" – и... в короткой и непобедоносной схватке зацепила его бритвой по косточкам пальцев. Потекла кровь, один из гэбистов в восторге кинулся к телефону извещать "моего" следователя Акимову, что Горбаневская оказала вооруженное сопротивление, напала на Шилова... Уже решенный арест получал дополнительное обоснование".

Наталью Горбаневскую и Анну Ахматову связывала дружба. Наталья Евгеньевна читала Анне Андреевне свои стихи, и Ахматова сильно повлияла на ее творческий и жизненный путь.

Есть на выставке и самиздатовская перепечатка "Одного дня Александра Денисовича" Александра Солженицына, и пишущая машинка писателя и диссидента Феликса Светова, и многое другое.

Благодаря всем этим предметам, постоянно хранящимся в собрании Международного "Мемориала", а теперь доступным для обозрения всем желающим, перед нами воссоздается целая эпоха, значение которой невозможно переоценить, которую нужно изучать, знать и помнить.

Выставка в Музее современного искусства будет открыта до 13 марта 2016 года. Часы работы: с 12:00 до 20:00 все дни, кроме четверга. В четверг – с 13:00 до 21:00. Третий понедельник каждого месяца – выходной.

Оригинал на портале HRO.org

Profile

Рис.А.Збуцкой
sivilia_1
Vera S. Vasilieva

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel