Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Путешествие по Куршской косе: в поисках уединения и покоя

Где-то в блогосфере я прочитала, что если в метро вам навстречу вместо человеческих лиц попадаются сплошь свиные рыла, то нужно срочно собираться в отпуск. Поэтому еще в марте, ощутив потребность в тишине и уединении, мы решили этим летом ехать отдыхать на Куршскую косу. Года два назад мы видели по телевизору фильм о природе Куршской косы, которая нас очаровала, и с тех пор мысль посетить это место нас не покидала. Куршская коса расположена на юго-восточном побережье Балтийского моря. Это мир песчаных дюн, хвойных лесов и множества птиц. Куршская коса начинается от города Зеленоградска близ Калининграда. Въезд туда платный через контрольно-пропускной пункт, так как эта территория представляет собой национальный парк. Заканчивается Куршская коса уже в Литве.

Здесь и далее фото sivilia_1

На косе расположено три поселка: Лесное, Рыбачий и Морское, где мы в итоге и остановились (в 4-х км от российско-литовской границы). Бесценную информацию, помогшую сделать выбор и наметить экскурсионные маршруты, мы почерпнули здесь и здесь.

"Досуг" с сюрпризами

Из двух имеющихся там гостевых домов выбрали "Досуг", хотя нашли в Сети несколько негативных отзывов о нем. Но у "Досуга" оказался легко находящийся сайт и доступные для связи номера телефонов и адреса электронной почты, в то время как телефон ГД "Морское" длительное время не отвечал. В ГД "Досуг" нам предложили уютный обшитый деревом номер с застекленным балконом в мансарде коттеджа с видом на Куршский залив.

Полгода прошли в ожидании и сладких мечтаниях. Не напугал даже долгосрочный прогноз погоды, обещавший на период нашего отпуска сплошные дожди.

Сюрпризы от ГД "Досуг" начались еще на полпути из Москвы в Калининград. Администратор нам сообщила по телефону, что в заказанном и оплаченном нами номере идет внеплановый ремонт канализации, который закончится лишь спустя два дня после нашего приезда (9 августа). Поэтому нас поселят в другой номер – не на 3-м, а на 1-м этаже домика не на 1-й, а на 3-й линии от залива. При этом он стоит столько же, так как по площади больше. Нам осталось лишь посочувствовать хозяевам "Досуга" из-за вышедшей из строя канализации.

Однако добравшись из аэропорта Калининграда до Морского на такси, мы узнали, что номер взамен еще не готов, а кроме того, он стоит не 2800, как нам говорили ранее, а 3000 руб. в сутки. А виновница путаницы – предыдущая администратор, которую уже уволили. Доплатив, мы пошли поджариваться на солнышке еще час, дожидаясь, пока уберут наш новый номер. К слову, от прежнего мы были вынуждены отказаться вовсе, поскольку нам сообщили, что на нижних этажах не только другие номера, но и банкетный зал. На выходные он арендован под свадьбу, будет шумно и весело. Найти тишину и уединение оказалось не так-то просто!

Наспех побросав в номер вещи, мы, подгоняемые жарой, поспешили на море. Если от "Досуга" до залива буквально три минуты ходьбы, то до моря – минут 20 по красивой лесной дороге.

Море оправдало все ожидания. Искупавшись, мы остались на пляже наблюдать закат. Обожаю смотреть, как всё увеличивающийся в размерах становящийся приплюснутым полыхающий солнечный диск будто погружается в водную гладь.

Потом мы ходили на закат каждый вечер, и всякий раз он был разным.

Этот снимок – единственный не моего авторства, а незнакомой девушки, которая сама вызвалась нас сфотографировать

...Возвратившись к себе в номер, мы оказались в дыму, чаду и многоголосье возбужденных людских голосов. Нет, это был не пожар, как мы сперва подумали. Оказалось, что в "Досуге" площадки для приготовления шашлыков расположены прямо под окнами, и продукты горения заполняют все комнаты первых этажей вместе с разговорами подвыпивших в разной степени отдыхающих. До какого часа народ расслаблялся, неизвестно: от разговоров я избавилась сразу, воспользовавшись берушами, но заснула в клубах дыма.

Заканчивая историю про "Досуг", похвастаюсь, что на следующую ночь мы оказались дальновиднее, загодя закупорив все окна. Комната превратилась в парную, но зато стало почти не дымно и относительно тихо. Рожденный в СССР нигде не пропадет, и в качестве отсутствующего кондиционера мы использовали вытяжку в туалете.

А свадьбы, которую нам обещали, не было, как и ремонта канализации. Вместо них в окне так и не ставшего нашим номера еще на следующий день после приезда мы увидели других постояльцев.

...Но все эти неприятности меркли на фоне красот Куршской косы. "Досуг" экскурсий не организовывал, продиктованный нам администратором ГД телефон гида-водителя никогда не отвечал, поэтому мы путешествовали самостоятельно.

Озеро Лебедь

В первый полный день нашего пребывания на Куршской косе мы отправились знакомится с ближайшей достопримечательностью – расположенным примерно в двух километрах от Морского (46-й км Куршской косы) озером Лебедь. Благодаря туристам-предшественникам, описавшим в Сети свой опыт прогулок, мы знали, что двигаться надо вдоль границы леса и залива в сторону Литвы. Лес, преимущественно хвойный, приносил приятную прохладу, разнотравье под нашими ногами источало чудесный аромат. Воздух был чистейший. На берегу залива по пути мы неоднократно встречали больших серых цапель; на небольшом островке искусственного происхождения видели бакланов и чаек. Силы подкрепляли обильно растущей ежевикой. Наконец-то мы оказались в уединении и тишине, нарушаемой только пением птиц!

Примерно через три четверти пути чуть влево, в глубь леса уходила неширокая дорога, которая и вывела нас к озеру. Пройдя по ведущим к его центру деревянным мосткам, мы увидели плывущую к нам лебединую семью: двух взрослых лебедей и пять птенцов-подростков. Приблизившись, взрослые громко зашипели, а дети стали очень мелодично пищать. Впрочем, их беседа, как нам показалось, была скорее дружелюбной, нежели угрожающей, так как птицы охотно отведали принесенного нами хлеба.

Одной своей границей озеро Лебедь подходит впритык к Куршскому заливу, будучи отделенным от него лишь узкой – в несколько метров – полоской суши.

Обратно мы добрались тем же путем. Всё путешествие – вместе с фотографированием, сбором ягод и привалами – растянулось у нас на целый день. Вернулись мы уставшими, исцарапанные ежевичными зарослями и очень счастливыми!

Мы разведали и другой путь на озеро Лебедь – он проходит по шоссе, на 46-м километре Куршской косы нужно повернуть по указателю направо (если двигаться в сторону литовской границы) и подняться на дюну. На ее вершине оборудована смотровая площадка. Оттуда открывается великолепная панорама озера, дюн, залива и моря (см. самое первое фото в этой записи). Но спуститься к озеру по этому пути нельзя.

Дюна Эфа

На следующее утро мы отправились на Эфу – самую высокую дюну в Европе, названную в честь Франца Эфа, деятельность которого была посвящена изучению и закреплению подвижных дюн. В XVIII веке жители Куршской косы активно вырубали леса под пашни. Это привело к тому, что пески пришли в движение и под воздействием ветра стали передвигаться к заливу. В результате под ними были погребены целые деревни. Песок ссыпался с косы в залив, что вело к его обмелению. Тогда люди стали принимать меры противодействия этому.

Так, Франц Эфа руководил посадками леса на дюне Пеш (Ореховой), которая в XIX столетии стремительно двигалась к Куршскому заливу. Лишь в результате планомерных лесопосадок в течение пяти лет опасность была предотвращена. А Франца Эфа стали называть дюнным королем Куршской косы. Раньше на дюне Эфа стоял памятник ему, который, увы, не сохранился.

Большая часть дюн сейчас закреплена, движущиеся дюны составляют около 1/3.

Мы прошли два километра от Морского до шоссе, а потом еще два по шоссе до 42-го км Куршской косы, где и начинается пешеходный маршрут на вершину дюны Эфа. От подножия до вершины путь проходит по деревянным мосткам, выходить с них запрещается, чтобы не разрушать дюну. На этом пути есть две смотровые площадки, откуда открываются великолепные виды – море, залив, леса, пески, птичий базар...

Укрепление на дюне Эфа

Насытившись пищей духовной и спустившись вниз, мы обратились к пище телесной. Дело в том, что, как ни парадоксально, на какие моря в России мы ни приезжали бы, там нет свежей рыбы. Вот и в Морском в единственном магазине нам предложили лишь консервированную селедку в масле, а в "Досуге" кормили лишь обещаниями скорой возможности купить леща. В торговых же рядах у Эфы, помимо ювелирных изделий из потрясающей красоты янтаря (я такого и не видела никогда – от почти черного, разных оттенков желтого до зеленого, синего и молочно-белого) продавали разнообразную свежекопченую рыбу.

Птичий базар, Танцующий лес и Планерная школа

Наше путешествие на следующий день оказалось незапланированно длинным и долгим, полным ярких впечатлений. Из Морского мы планировали дойти до Эфы по заливу. Там подниматься на дюну запрещено, но очень хотелось увидеть ее не со стороны леса, где проходит пешеходная тропа, а со стороны песков. К тому же нас привлекал замеченный накануне птичий базар. Погода стояла великолепная, идти по прибою было одно удовольствие. На километры впереди простиралась песчаная пустыня. Кстати, фильм "Белое солнце пустыни", как мы узнали, снимался именно здесь.

Еще в самом начале пути, выйдя из ГД "Досуг" к заливу, мы обнаружили скрывавшийся за камышами лебединый пруд, о существовании которого знали по рассказам предшественников. Дальше на километры вперед простирались песчаные дюны, потрясающе смотревшиеся на фоне ярко-синего неба. Кое-где на склонах встречались островки нежно-сиреневых цветов, источавших очень приятный аромат. И – ни одного человека вокруг.

Чайки и бакланы

Дойдя до подножия дюны Эфа и налюбовавшись птичьим базаром, мы не захотели возвращаться, а как зачарованные двигались всё дальше и дальше. В конце концов было решено добраться до открывшегося за очередной дюной далекого леса.

Решение это было принято не без задней мысли – мы надеялись, что это может быть Танцующий лес, еще один пункт нашего намеченного еще в Москве маршрута, расположенный на 37-м километре Куршской косы, то есть примерно в 7 км от Морского. Он представляет собой небольшой участок леса, состоящий из причудливо изогнутых, будто "танцующих" деревьев.

Существует несколько версий о причинах искривления стволов: от постоянно дующих в одном направлении сильных ветров, свойств почвы, резких и значительных перепадов температуры до воздействия вирусов, насекомых-вредителей, наследственных либо приобретенных генетических мутаций. Называют факторы геоэнергетические и антропогенные. Так, водитель, который вез нас из Калининграда в Морское, придерживается точки зрения своей бабушки, воевавшей в этих местах во время II Мировой войны. Согласно ей, небольшой участок леса видоизменился в результате испытания там фашистами некоего секретного оружия.

Когда мы уже подошли к деревьям, парень и девушка – первые встреченные нами путники за два часа прогулки – объяснили, что Танцующий лес еще дальше. Нужно пройти по берегу заросли деревьев, перевалить через дюну, через 100-200 метров повернуть направо в глубь леса. Там и будет искомое.

Мы немножко приуныли, памятуя свою способность ориентироваться в лесу (как-то в пяти минутах ходьбы от подмосковного пансионата "Ершово" умудрились заблудиться и выйти из леса лишь в нескольких километрах). Но небольшой привал и жгучий интерес придали нам сил двигаться вперед.

И вот, наконец, перед нами Танцующий лес, показавшийся пришельцем из сказок – столь причудливы формы деревьев. Мерещатся лица сказочных существ. Обращает на себя внимание, что изгибаются только нижние части стволов, а выше деревья растут нормально. Лес исключительно хвойный. Ходить через него можно только по деревянному настилу, чтобы многочисленные туристы, которые приезжают сюда автобусами, не вытоптали его.

Танцующий лес

Здесь же, у выхода из Танцующего леса к шоссе, сохранился фундамент здания планерной школы, существовавшей на Куршской косе с 1922 по 1945 годы. После окончания I Мировой войны был подписан Версальский договор, по которому Германии запрещалась иметь моторные летательные аппараты. В то же время большое количество молодых людей по-прежнему были увлечены полетами. Это и привело к созданию Планерной школы, которая находилась в ведении общества воздухоплавателей Рём-Росситтен Германского объединения воздухоплавания. Необходимая для создания Летной школы аттестация была получена по результатам курсов планеристов, проходивших в Росситтене (пос. Рыбачий) с декабря 1925 по апрель 1926 года.

Проект летной школы разработали архитектор Гёттген и зодчий Опперман. Проект включал здание управления, ангар и мастерскую с машинным залом. Вскоре новые ангары с учебными самолетами появились также и в Пилькоппене (пос. Морское). Всего за время функционирования планерной школы в ней прошли обучение около 30000 летчиков.

...Путь обратно, в Морское, нам показался легче и быстрее, но вернулись мы в свой номер только вечером ужасно усталыми и полными впечатлений.

Станция кольцевания птиц "Фрингилла"

Однако самая необычная экскурсия была у нас, пожалуй, на станцию кольцевания птиц "Фрингилла". Она находится на 23-м километре Куршской косы, поэтому добирались мы туда автобусом Морское-Зеленоградск. Его остановка находится в двух минутах ходьбы от "Досуга", расписание есть как на здании остановки, так и в гостевом доме. Но будучи предупрежденными, что оно "приблизительное", мы пришли туда заблаговременно. И оказались правы: автобус, который отправлялся в 8:30 утра, уже стоял в ожидании пассажиров. До пункта назначения доехали минут за 20-25.

Биостанция была создана еще в 1901 году. Ныне она подведомственна Зоологическому институту РАН.

Куршская коса лежит на пути миграции птиц из Северной Европы в Южную, а также в Африку. Весной и осенью здесь пролетает более 250 видов птиц, более миллиона особей в сутки. Среди них – редкие виды, занесенные в Красную книгу. На Куршской косе они останавливаются на кормежку.

"Фрингилла" по-латыни – зяблик. Экскурсии по биостанции проводят сами ее сотрудники для групп от пяти человек, поэтому мы подождали компанию. Вскоре подъехал автобус с туристами из Германии в сопровождении переводчика.

Экскурсия состояла из лекции и демонстрацию, как окольцовывают птиц.

Нам показали огромную ловушку, в которую попадают птицы. Она скроена из рыбацких сетей по подобию рыбацкого трала, который скреплен с помощью системы блоков, растяжек и вертикальных столбов. Ловушка-трал широкой частью ориентируется навстречу потоку мигрирующих птиц. Из-за больших размеров ловушки птицы не воспринимают ее как источник опасности. Попадая в нее, они достигают накопительной узкой части, откуда извлекаются орнитологами вручную. Затем ученые птиц кольцуют, измеряют, взвешивают, записывая полученные данные, и отпускают на свободу.

Ловушка для птиц

Чаще всего встречаются зяблики, чижи, корольки, пеночки, синицы. Много представителей и крупных птиц, например, ушастых сов. Кстати, из лекции мы узнали, что совы вовсе не так умны, как им приписывает молва. Заманить сову в ловушку можно с помощью обыкновенной резиновой игрушки-пищалки, которую птицы принимают за мышь. А главной причиной миграции птиц является вовсе не холод, а голод. Чтобы отправиться в дальние края, например славке, которую при нас окольцовывали, нужно по 1 грамму жира на каждые 400 км пути. Если птица должным образом не поправится, она погибнет. А остаться навсегда в Африке, где еды постоянно вдоволь, птицам не позволяют их сородичи-аборигены, разоряя "понаехавшим" (поналетевшим?) гнезда, если те вздумают их свить.

Славка

Кольцевание

Измерение размеров

Это не мороженое в стаканчике, это птичку взвешивают

Кольцуют на "Фрингилле" не только птиц, но и бабочек (метка приклеивается им на крыло). Далеко не все бабочки – однодневки. Некоторые живут и по полгода.

А еще в ловушку ученых попадают зайцы, лисы и одичавшие коты :-).

...Время на Куршской косе пролетело незаметно, и уезжая, мы пообещали себе когда-нибудь вернуться в эти края. Ведь, к тому же, неосмотренными остались Светлогорск и Калининград, где живет замечательная godosha, которая, к сожалению, перестала вести свой ЖЖ. Нам очень хотелось с ней увидеться, но состыковать графики не удалось, поэтому надеемся на будущее.