Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Category:

Фильм "Реакция"

Вчера, в канун двухлетней годовщины со дня ареста Михаила Ходорковского, посмотрела документальный фильм Владимира Герчикова и Анатолия Ермолина "Реакция" - о реакции россиян на дело "ЮКОСа".

Авторы не ставили перед собой цели заклеймить власть, устроившую "басманное" судилище вместо суда, либо показать, как много полезного для страны сделал опальный "олигарх". "Реакция" - ни "за" и не "против" Ходорковского. В чем, на мой взгляд, заключается величайшее достоинство картины. "Реакция" - это фильм-исследование, фильм-размышление - о нас, нынешних. Беспристрастное зеркало, отражающее (подчас нелицеприятно) современное общество. Однако сформировать отношение к происходящему на экране, сделать выводы из увиденного, каждому зрителю предлагается самостоятельно.

Творческий коллектив работал в Нефтеюганске и деревне Пушкине, в Москве и других населенных пунктах. Лица, лица, рассуждения, восторги, проклятья...

Вот юная выпускница лицея в Коралово, заметно волнуясь, произносит в телекамеру слова благодарности Михаилу Ходорковскому. За детство, которого она могла лишиться, оставшись без родителей и заботы государства. И ей неважно, зачем Ходорковский "полез в политику".

А вот - старая женщина с трясущейся головой, заплаканными глазами и голодным выражением лица исступленно кричит, что проклятые олигархи отняли у нее все те крохи, которые удалось наскрести за десятилетия тяжелейшего труда. У кого повернется язык ее осуждать?

Рабочие, курочащие асфальт на Каланчевской улице (потому, что так велели, а про Ходорковского говорить не велели). И два пикета на противоположных сторонах - сторонников и противников Ходорковского.

Первый - разношерстно-разноцветный, с плакатами, написанными на картоне от руки либо отпечатанными на принтере, с желтыми и зелеными воздушными шариками, бубнами и дудками. С замиранием сердца ловящий каждую весть из расположенного поблизости грязно-желтого здания.

Второй - режущий глаз типографско-виниловым великолепием транспарантов, организованно подвозимых на автобусе к Мещанскому суду. И при этом все равно серо-черный. Из-за скучающе-равнодушных лиц одних участников и пропитанных черной, какой-то нечеловеческой, иррациональной ненавистью антисемитских выкриков других.

Мне, как участнице того противостояния (т.е. человеку субъективному), представляется, что некоторые важные, знаковые моменты авторы фильма упустили (впрочем, подобное впечатление закономерно, и оно ничуть не умаляет достоинств картины). Камера не запечатлела молодых солдатиков из оцепления, тихонько подпевающих сторонникам Ходорковского, когда те в долгие часы пикетирования поднимали себе настроение исполнением шлягеров и патриотических песен. Не было показано, что после того, как стал известен чудовищный приговор, пикетчики - что "за" - словно слились в едином порыве, едином крике: "Позор!!!". Тогда казалось: еще мгновение - и безоружные люди перелетят через металлические заграждения, ринутся на тройное кольцо вооруженного ОМОНа. В те минуты в глазах у бойцов, стоявших в кордоне, появилось охотничье выражение, как у выдрессированных собак, ждущих команды: "Фас!" Не попали в кадр и кривые ухмылки иных сотрудников милиции и людей в штатском, и абсолютно индифферентные лица пикетчиков "против". А ведь по идее - должны были радоваться, что поделом досталось ненавистному "олигарху".

Ненависти, кстати, как и гораздо более страшному равнодушию, в картине уделяется достаточное внимание.

Молодая миловидная продавщица ларька (вроде бы, человек из той же, что и Ходорковский - предпринимательской - сферы). С очаровательной улыбкой на вопрос: "Какой бы Вы дали срок Ходорковскому?" она отвечает: "Пожизненный". И за улыбкой видится болезненная гримаса. Потому что легкость, с которой выносится человеку столь жестокий приговор, - это тревожный признак, по сути - диагноз.

После просмотра фильма один из зрителей, студент, спросил у режиссера: "А Вы знаете, кто такой Ходорковский?" И получил, на первый взгляд, парадоксальный ответ: "Нет, не знаю". Но на самом деле в таком ответе ответе - бездна смысла. "Не знаю" - значит, в частности, и то, что мастер прежде всего искал ответ на другой вопрос: "Кто такие мы?" И, пожалуй, поиск увенчался успехом. (Хотя и на вопрос: "Кто такой Ходорковский?" - "Реакция" тоже косвенным образом отвечает.)

Мы - все разные. И в то же время любой из нас, с его индивидуальной, не похожей ни на чью судьбой, - плоть от плоти народной, частичка того самого общества, в котором мы живем, единого организма.

Говорят, врачи могут определить состояние организма по его реакциям. Реакция нашего общественного организма на процесс над Ходорковским свидетельствует: мы тяжелейше, если не смертельно, больны.

Вместе с тем реакция - слово многозначное. Помимо прочего, означает "активное сопротивление общественному прогрессу в целях сохранения отживших общественных порядков".

Наш народ болен реакцией. Несмотря на многочисленные перемены последних десятилетий, в России все эти годы продолжала существовать советская власть - в психологии людей. Потому Михаил Ходорковский, одной из своих главных задач ставящий создание нового, европейского, общества - интеллектуального, духовно свободного и граждански активного - оказался подавляющим большинством отторгнут.

Но не вынесли ли мы тем самым приговор себе, ведь развитие - непременное условие для существования?

Фильм "Реакция" не оставляет ощущения безысходности, тупика. Однако беспощадно обнажает кровоточащие язвы.

Tags: khodorkovsky
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments