Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

Categories:

В "Мемориале" показали фильм о депортации эстонцев в Сибирь

11 марта 2015 года в Москве в офисе Международного "Мемориала" был показан фильм эстонского режиссера Мартти Хельде "Боковой ветер" – о депортации эстонцев в июне 1941 года.

Хотя премьера картины в Эстонии состоялась еще в марте прошлого года, и она успела завоевать несколько призов, а в сентябре добралась до международного кинофестиваля в Торонто, в России фильм появился только сейчас. И едва ли в нашей стране его увидит широкий зритель – выход работы Мартти Хельде в прокат в обозримом будущем не ожидается.

Причина здесь кроется отнюдь не в нежелании авторов, а в господствующем в нашем обществе тренде – о преступлениях сталинского режима с каждым годом говорится всё меньше. Напротив, вождя народов называют "эффективным менеджером", победителем в Великой Отечественной войне.

"Одна из самых больших трагедий нашей страны в том, что очень многие люди не понимают, что произошло. Дело не только в людях, которые погибли. Дело в тех душах, которые искорежены. И это никуда не делось. Когда российское военно-историческое общество, которым руководит Владимир Мединский, открывает музей Сталина как победителя в войне, я считаю – это позор, иметь такого министра культуры", – сказал Наум Клейман, присутствовавший на показе.

Мероприятие в "Мемориале" было организовано при поддержке посольства Республики Эстония в Москве.

"В России очень амбивалентное отношение к Сталину. Когда я проезжаю около Кремля, наблюдаю актера, который носит грим Сталина. Это просто ужасно. Мне кажется, что Россия будет серьезно меняться, когда этого актера там уже не будет", – выразил мнение посол Эстонии в РФ Юри Луйк, чей дед был арестован и сослан в Норильск в 1942 году.

Фильм Мартти Хельде рассказывает о депортации, которая началась 14 июня 1941 года. За одну ночь десятки тысяч невинных людей вывезли из родных домов. Мужчин без суда и следствия отправили в лагеря, а женщин и детей – на поселение в суровых условиях Сибири.

Всего за 1940-1953 годы из Эстонии, Латвии и Литвы было депортировано 203 тысячи 590 человек. Эти данные установили сотрудники общества "Мемориал", прежде всего историк Александр Гурьянов, для чего он провел исследовательскую работу в архиве конвойных войск НКВД СССР.

Хотя кинопоказ проходил в рамках международного кинофестиваля "Документальная среда", фильм "Боковой ветер" – художественный. Ведь, как считает председатель Правления Международного "Мемориала" Арсений Рогинский, "узнать масштабы – на самом деле ничего не узнать. Рассказать на уровне статистики – ничего не рассказать. Необходимо рассказать на уровне искусства".

В центре сюжета – трагическая судьба семьи студентки философского факультета Тартуского университета Эрны. Семью молодой, 27-летней, матери депортируют в Сибирь вместе с тысячами других эстонцев. Мужа Эрны отправляют в лагерь, где спустя пять месяцев расстреливают (но об этом Эрна узнает только после своего освобождения). Главная героиня картины вынуждена находиться в нечеловеческих условиях, пережить потерю маленькой дочки, терпеть постоянные унижения и голод. Путь к внутренней свободе она находит через письма, которые постоянно пишет мужу.

Работа Мартти Хельде основана на документальном материале – записках из дневника Эрны. В ее основе также письма, воспоминания, архивные материалы, рисунки, фотографии и интервью.

При просмотре ленты сразу же обращает на себя внимание на необычность стиля. Она состоит из черно-белых стоп-кадров – движение есть только в начале и в конце, когда повествуется о жизни на свободе.

Как отметил Наум Клейман, сам переживший с 1949 по 1955 годы депортацию в Сибирь, этот художественный прием точно передает то, что испытывали люди, попавшие в мясорубку репрессий.

"Я очень хорошо помню эту окаменелость. Я просто ничего не чувствовал", – поделился воспоминаниями киновед.

"Нам "повезло", потому что у нас не разлучали семьи", – добавил он.

Работа над такими "живыми картинами" потребовала огромное количество труда и времени. Режиссер в одном из своих интервью рассказывал: для того, чтобы снять, например, сцену скорби, съемочная группа изучала архивные фотографии, произведения искусства – картины, скульптуры. Затем композицию кадра создавали на компьютере, а уже потом вживую. Подготовка одного кадра занимала от двух до шести месяцев. А на его съемки отводили один съемочный день.

На создание всего фильма ушло три с половиной года.

Мартти Хельде родился в 1987 году. Его дед, священник-викарий, значительно повлиял на формирование его представлений о мире. Учился в художественной школе, изучал живопись и композицию. Закончил Балтийскую киношколу, стажировался в Европе и США. Поставил как режиссер семь короткометражных лент и десятки рекламных роликов.

Оригинал на портале HRO.org

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments