Vera S. Vasilieva (sivilia_1) wrote,
Vera S. Vasilieva
sivilia_1

В Сахаровском центре прошел Фестиваль свободы. Мой репортаж на HRO.org

В минувшую субботу, 24 мая, в Сахаровском центре в Москве состоялся Фестиваль свободы, посвященный дню рождения Андрея Дмитриевича Сахарова. 21 мая ученому, диссиденту, общественному деятелю и правозащитнику исполнилось бы 93 года.

Фоторепортаж Веры Васильевой

До 2012 года праздник, приуроченный к этой дате, проводился в последнее воскресенье мая и назывался Сахаровской маевкой. Проходили митинг и концерт бардовской песни. Но в 2012 году масштаб мероприятия расширили до рамок фестиваля, включающего, помимо концерта, дискуссии, театрализованные постановки, выставки и тому подобное.

В этот раз программа включала две дискуссии. Политолог Александр Морозов и социолог Лев Левинсон в рамках темы "Что же стало с родиной и с нами?" разговаривали о будущем нашей страны. Они, как и год назад, анализировали общественную ситуацию, сложившуюся после спада протестной волны, и предполагали сценарии дальнейшего развития. Однако реальные события, похоже, превзошли самые смелые предположения.

Во второй дискуссии на тему "Новый язык публичной лжи: СССР 1979-х и РФ 2000-х" приняли участие филолог, доктор филологических наук Гасан Гусейнов и публицист, эссеист, поэт, литературный критик Лев Рубинштейн.

В свое время советская власть использовала массированную "промывку мозгов", как метод манипуляции и управления. Российская власть тоже заговорила с гражданами языком пропаганды. Современные государственные масс-медиа успешно применяют приемы и лингвистические конструкции, придуманные полвека назад. Но есть и новые технологии пропаганды, изобретаемые прямо сейчас, отмечали участники беседы.

В нынешнем году Фестиваль свободы совпал с 20-летием архива Сахарова. В честь этого юбилея председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова Вячеслав Бахтин преподнес в дар Сахаровскому центру ручку. Это часть комплекта, который Андрей Дмитриевич, как лауреат, получил вместе с Нобелевской премией мира в 1975 году. На ручке выгравирована дата вручения награды.

"Для Андрея Дмитриевича понятие "свобода" ключевым было всегда. Если тогда диссиденты старались оставаться свободными в несвободной стране, то сейчас перед нами такая же задача. Может быть, это даже труднее – слишком много появилось симулякров", – заметил, в частности, Вячеслав Бахтин.

Он сравнил происходящее в современной России с описанным Джорджем Оруэллом в романе "1984", где "война называлась миром, а мир – войной".

"Надеюсь, мы выстоим", – добавил правозащитник.

Концерт авторской песни вел актер Вадим Жук, его продюсером была поэтесса, журналист, радиоведущая Нателла Болтянская. Она также выступила и с гитарой со сцены, исполнив, помимо прочих произведений, свою новую песню, посвященную Раулю Валленбергу – шведскому дипломату, спасшему жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста и впоследствии сгинувшему в сталинских застенках.

Кроме того, в концерте приняли участие Андрей Анпилов, Михаил Кочетков, Александр Щербина, Лев Кузнецов, Владимир Туриянский, Арс-Пегас, Михаил Кантман и другие исполнители.

Завершила мероприятие пьеса "Несколько способов потерять друзей" режиссера Михаила Калужского.

Эта пьеса была написана во время фестиваля в Текали (Грузия), где третий год встречаются деятели искусства и журналисты из Грузии, Армении и Азербайджана. В нынешнем году в апреле во время Текалинского фестиваля при поддержке Сахаровского центра прошел мастер-класс "Документальный театр, личная история и историческая память". Во время мастер-класса участники фестиваля из разных стран брали друг у друга интервью о том, как они потеряли друзей из-за войн, политических или идейных конфликтов. После читки пьесы состоялось ее обсуждение.

Оригинал на портале HRO.org

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments